Забыть про авторежим: что нужно знать перед покупкой зеркального фотоаппарата
Смартфоны давно научились делать фото достойного качества. Но и зеркальными фотоаппаратами продолжают пользоваться, особенно профессионалы. У таких устройств больше возможностей, но есть и неочевидные моменты. Если вы решились на покупку зеркалки, вот к чему надо готовиться.
Преимущества зеркальных фотоаппаратов
Больше возможностей. Хотя качество мобильной фотографии постоянно улучшается, смартфоны ограничены компактным размером, а съемка фото и видео — это всего лишь одна из их многочисленных функций.
Фотоаппарат — это целая система, возможности которой легко расширить с помощью дополнительного оборудования: объективов, вспышек, микрофонов, мониторов. Кроме того, камеры предлагают более гибкую настройку параметров самой съемки. Например, позволяют делать портретные фото в условиях недостаточной освещенности с размытым задним фоном. Смартфон с такой задачей не справится вовсе, или результат получится значительно хуже.
Больший размер матрицы. Фотоматрица состоит из множества маленьких элементов — пикселей, каждый из которых формирует небольшой участок итогового изображения. Чем она больше физически, тем больше размер каждого отдельного пикселя — их величина измеряется в микрометрах. Крупные пиксели получают большее количество света и информации о параметрах кадра. Для сравнения: размер пикселя современных смартфонов 0,8–2,4 мкм, а зеркальных фотоаппаратов — порядка 8,4 мкм.
Даже «кропнутые», урезанные в площади, матрицы бюджетных зеркальных фотоаппаратов больше по размеру, чем матрицы во флагманских смартфонах. Например, площадь матрицы Micro 4/3 компактных зеркалок Olympus — 2,25 см2, у iPhone 13 Pro Max матрица 1/1.65” — это 0,43 см2, а у Samsung Galaxy S21 Ultra 1/1.33” — это 0,69 см2.
Так выглядят матрицы различных гаджетов — от смартфона до зеркального фотоаппарата
Чтобы смартфон смог сделать сопоставимое по качеству фото, ему необходимо либо очень много света для его маленьких пикселей, либо съемка на длинной выдержке, что может привести к смазыванию кадра.
Большая матрица фотоаппарата позволит получить меньше шумов и большую детализированность фото. А значит, можно делать фотографии, где очень важны детали, например интерьерные.
Самые популярные размеры матриц фотоаппаратов:
- 1/2.3” — распространенный размер матриц. Размер одного пикселя не слишком велик, что сказывается на качестве фото.
- 4/3” — оптимальный выбор, если хочется совместить небольшой корпус фотоаппарата и хорошее качество фото.
- APS-C/Dx — один из самых популярных размеров матриц в фотоаппаратах. Частый выбор фотографов, если хочется сочетать большой размер матрицы с приемлемой ценой.
- Полный кадр — размеры матриц камеры соответствуют кадру 35-миллиметровой пленки. Хороший вариант, если придется часто фотографировать в плохом освещении.
Когда нужен зеркальный фотоаппарат?
Если в основном вы снимаете фото для своих соцсетей, путешествия и вечеринки с друзьями, лучше купить флагманский или предфлагманский смартфон. Там будет хорошая камера. С ней вы сможете сделать приличное фото в авторежиме, иногда даже снимок в RAW-формате (чтобы потом обработать в программе, как вы хотите).
Но камерофона, скорее всего, будет недостаточно, если планируете:
- снимать пейзажи, портреты;
- зарабатывать на фотографии;
- снимать видео в разных стилях.
Зеркальный фотоаппарат обеспечивает малую ГРИП — глубину резко изображаемого пространства, что позволяет размыть фон и получить эффект боке для большей художественности, избавиться от «плоской» картинки. Смартфон — нет.
Но, чтобы работать с разными задачами и типами кадров, нужно готовиться таскать не только камеру, но и увесистый рюкзак с оборудованием вместо пары сотен грамм смартфона.
Для начала пригодятся три объектива — позже расскажу о конкретных моделях для новичков.
Широкоугольный. Он даст поиграть с линиями и объектами в кадре. Все дело в свойстве широкоугольной оптики — она искажает пропорции предметов. То, что находится близко к объективу, на фото или видео будет крупным, а более дальние объекты получатся небольшими, даже если в реальности они крупнее. Благодаря этому эффекту можно создавать интересные композиции, а линии предметов, особенно по краям кадра, будут округляться.
Еще такой объектив дает возможность захватить в кадр больше пространства и объектов, находясь к ним достаточно близко. Это свойство полезно, например, при съемках в ограниченных пространствах — когда нужно сфотографировать интерьер помещения или отснять модель вместе с декорациями в студии. Панорамные снимки тоже лучше доверить широкоугольному объективу — тут все просто, в кадр поместится максимум пространства.
Благодаря широкому углу объектива Canon 16–35 mm фотограф может заснять помещение целиком. На фото съемка ведется от одной из стен квартиры. Фото: Варвара Джуманджи
Длиннофокусный. Особенно полезен при портретной съемке. Он позволит создать акцент на главном герое или деталях. Эффект достигается за счет небольшого угла зрения, глубина резкости при этом меньше, чем у стандартных объективов. В итоге получается размытый фон, который не перетягивает на себя внимание от главного в кадре — персонажа или детали, на которой нужен акцент.
Размытие фона, акцент на переднем плане. Объектив: Гелиос-77М-4 50 мм f/1.8 МС. Фото: Варвара Джуманджи
Зум-объектив. Он полезен при репортажной съемке — когда фотографу невозможно подобраться к гуще событий или физически приблизиться к объекту съемки. Зум-объектив позволяет увеличивать часть кадра без ощутимой потери качества. Даже продвинутые модели камерофонов пока такого не могут.
Фотограф находится на большом расстоянии от спортсмена. Объектив: Canon 70–200/2.8. Фото: Варвара Джуманджи
Ради качества фото придется таскать тяжести
Мобильная фотография — это история случая. Например, вы гуляете в парке или на набережной каждый день. Увидели красивую утку на воде — достали смартфон, и кадр готов. Брать с собой каждый день сумку с камерой и объективами неудобно.
С зеркальным фотоаппаратом к каждой фотосессии нужно готовиться: подобрать объективы, штативы, фотовспышки и отражатели. И этот набор будет отличаться в зависимости от того, что вы собрались снимать — пейзажи или интерьер.
Набор для интерьерной съемки: фотоаппарат Nikon D5600, объективы Nikon 50 mm и 16–35 mm, штатив-трипод HAMA
Например, так может выглядеть набор для интерьерной фотосессии:
- Фотоаппарат.
- Портретный объектив для крупных планов или деталей. Например, если нужно показать элементы декора или качество мебели и бытовой техники для сдачи или продажи помещения.
- Широкоформатный объектив, чтобы охватить как можно больше пространства на общем плане.
- Штатив для фотографий с длинной выдержкой, чтобы придать глубину кадра. Для этого диафрагму фотоаппарата максимально закрывают, на матрицу попадает мало света — чтобы кадр получился ярким, объектив какое-то время собирает свет через узкое отверстие диафрагмы. Если у фотографа в процессе дрогнет рука, весь кадр смажется.
Зато с зеркальным фотоаппаратом вы выигрываете в качестве. Возьмем самый частый пример. Вас зовут фотографом на свадьбу или корпоратив. Что нужно взять: крутой флагманский смартфон или зеркалку средней руки?
Я, разумеется, выберу последний вариант, так как свадьба предполагает множество сценариев. Это и портретная съемка, и традиционное макро колец или свадебного букета, и пейзажная съемка молодых на природе. И главное — когда все зайдут в помещение, любой смартфон даст много «зерна», шума, и на постобработке проявится куча ошибок в цвете деталей.
Что понадобится, чтобы перейти на зеркалку: составляем список покупок
Подержанный фотоаппарат. Советую не спешить с покупкой новой камеры. По моим подсчетам, купить б/у фотоаппарат вместе с объективом выйдет дешевле, чем мощный камерофон. Но б/у камеру нужно будет проверить на горячие, битые пиксели и механические повреждения. Сделать это просто: для выявления горячих пикселей закройте крышку объектива и сделайте фото на длинной выдержке — поврежденные точки будут светиться. Чтобы проверить на битые пиксели, откройте диафрагму на максимум и сфотографируйте яркую лампу или солнечное небо вне фокуса. Если битые пиксели есть, получится светлый кадр с черными точками.
Осмотрите линзы — важно, чтобы на них не было царапин и сколов. Также стоит осмотреть крепления объектива и вспышки.
Если все же хочется новый, советую зеркальный фотоаппарат Nikon D5600 kit. Он идет с «китовым» объективом в комплекте. «Китовым» называют стартовый объектив от производителя, чаще всего портретный с фокусным расстоянием 18–55 мм. По качеству он обычно уступает специализированным объективам, но его вполне хватит для начала, чтобы разобраться с оптикой и набить руку.
Портретный объектив, так как съемка людей — самый частый выбор фотографа для пополнения портфолио и заработка. На старте можно взять объектив Nikon AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G. Он автоматически фокусируется благодаря встроенному монитору фокусировки.
Макрообъектив для съемки растений или насекомых крупным кадром. Еще такой объектив пригодится для предметной съемки — например, товаров для интернет-магазина. Часы, ювелирные украшения на фото в макро будут выглядеть выигрышнее, так как на них будут видны все мелкие детали.
Телеобъектив или зум-объектив. Мастхэв, если вы собираетесь снимать природу, архитектурные достопримечательности или заниматься репортажной съемкой. Камера смартфона никогда не даст приближение кадра без потери качества — так умеет только зеркальный фотоаппарат с телевиком. Рекомендую взять объектив Nikon AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR. Он добротный и универсальный, увеличивает кадр пятикратно без потери качества, а еще стабилизирует изображение — это поможет вам не заваливать кадр.
Рюкзак. Я не покупала специальную сумку или чехол для фотоаппарата — любой городской рюкзак гораздо практичнее и вместительнее. Например, у Riva 8460 есть специальный уплотнитель в стенках, который амортизирует несильные удары. Еще он сделан из влагостойкого материала — это защитит технику от дождя и снега.
Карта памяти. Для зеркального фотоаппарата понадобится карта памяти. На старте можно взять, например, объемом 128 Гб от Kingston.
Штатив. Докупить его к зеркальному фотоаппарату тоже очень полезно: можно снимать пейзажи и небо с длинной выдержкой или делать ночные фото с огнями машин. Например, штатив от HAMA подойдет как для пейзажных, так и для портретных снимков.
За одиннадцать лет увлечения фотографией я прошла путь от любительских фото для себя и друзей до коммерческих заказов. Теперь работаю фоторедактором спортивного сайта — больше редактирую чужое, чем создаю что-то свое. Вот чем пользуюсь сама:
- фотоаппарат зеркальный Nikon D7200 Body;
- фотоаппарат зеркальный Sony A57;
- объектив Tamron AF 18–200mm f/3.5–6.3 Di II VC (B018) Nikon F;
- объектив Sigma 30 mm f/1.4 AF HSM EX DC;
- объектив с фиксированным расстоянием для портретной съемки — Sony 85 mm F2.8 SAM;
- телеобъектив Tamron AF 70–300mm f/4–5.6 Di LD MACRO 1:2 (A17) Minolta A.
Придется разобраться с настройками
Чтобы использовать весь функционал зеркалки, необходимо научиться работать с настройками фотоаппарата и дополнительным оборудованием.
Свет. Для хорошего фото на зеркальный фотоаппарат нужно уметь настраивать внешний свет — это повысит детализацию и цветопередачу. В студии старайтесь, чтобы у вас было не меньше двух источников света от объекта с разных сторон, а на улице не планируйте съемку поздно вечером или в яркий полдень. Если не можете избежать яркого света, помещайте объект в полутень.
Если есть два источника света — устанавливайте их с разных сторон
Расстояние до объекта. С мощным объективом, особенно телевиком, важно уметь определять золотую середину между расстоянием и размытием фона. Например, при съемках модели на фоне леса старайтесь, чтобы были различимы отдельные стволы деревьев на заднем плане, а волосы модели не сливались в единое пятно.
Настройки. В смартфоне их не так много — в основном все пользуются автоматическим режимом или выбирают определенные сценарии, которые можно включить, тапнув по экрану. Обычно вручную выставляют светочувствительность, экспозицию и теплоту тона, а ИИ смартфона автоматически улучшает кадр — дополнительная обработка не нужна.
Так выглядят настройки на зеркальном фотоаппарате: баланс белого, положение диафрагмы, яркость, выдержка и т. д.
В зеркальном фотоаппарате настроек больше, и, чтобы получать крутые кадры, придется в них разобраться. В первую очередь рекомендую научиться определять диафрагму, выдержку и светочувствительность для создания лучшей экспозиции.
- Диафрагма отвечает за глубину резкости изображаемого пространства — чем больше мы ее закрываем, тем больше увеличиваем глубину кадра. Открытая диафрагма делает фон более размытым. Размер отверстия измеряется числами с буквой F — чем больше значение, тем меньше открыта диафрагма. Уменьшив значение до минимума, можно получить очень красивое портретное фото с размытым фоном, где вся фокусировка будет на модели.
- Выдержка важна, чтобы, например, предотвратить смазывание кадра от дрожания рук. Короткая выдержка пригодится для съемок падающих капель воды или машины на большой скорости, а длинная — для ночных пейзажей с иллюминацией.
- Светочувствительность. Стандартный показатель — ISO 100. Чем больше значение, тем больше цифрового шума: например, выше ISO 400–800 есть вероятность получить очень «шумный» кадр. Повышайте ISO, только если источника света явно не хватает.
Если вы не хотите много экспериментировать, для начала изучите теорию. Могу порекомендовать книги:
- «Фотография как…», Александр Лапин;
- «Основы композиции и художественной фотосъемки», Марк Гейлер;
- «Как фотографировать людей», Мариам Акопян.
Вывод
Итак, чтобы перейти с мобильной фотографии к съемке на профессиональное оборудование, понадобятся:
- Деньги. Один объектив к зеркальному фотоаппарату может стоить 90 тысяч рублей.
- Время, чтобы научиться определять оптимальные условия для съемок и разобраться с функциями фотоаппарата.
- Желание и возможность носить объемную и тяжелую аппаратуру вместо легкого смартфона.
Напишите, что вы думаете, или поделитесь своим опытом.
Чтобы оставить комментарий, нужно зайти в личный кабинет, у журнала и Ситилинка он общий.
По моему личному опыту приведённая выше девушкой литература — весьма хороша & особенно, как мне кажется, Лапин. В целом же, если приплюсовать к общекультурному багажу — насмотренность и практику, —технические проблемы в работе фотографа могут возникать лишь по двум основным причинам : - неопытным, кривым рукам (лечится практикой) - по несовершенству техники когда, поставленная задача — выше предела камеры или оптики (однако причина — отлично лечится апгрейдом фотоаппаратуры впрочем, это — опять и снова, про деньги) - правда есть и ещё один, третий фактор, который немногими учитывается и это — использование оптики и аксессуаров сторонних производителей — к примеру, свой Nikkor 28-70/2.8 AF-S D я приобрёл аж в 2005 г. и только в этом году, он стал сбоить и не 'докручивать' фокусировку & какая Сигма или Tamron, Tokina — так могут ? — т.е. если человек пришёл в профессию не как временщик, не стоит размениваться на 'нищебродские схемы' и работать тем, чем дешевле т.к. лучше быть уверенным в своём оборудовании — однако, это мой личный опыт