Как ухаживать за электровелосипедом и электросамокатом
1565
10.06.2021

Как ухаживать за электровелосипедом и электросамокатом

6 простых правил от опытного райдера

Электротранспорт прост в эксплуатации и не требует особого ухода. Но кое-какие правила соблюдать всё же стоит. О них рассказывает Вячеслав Будников, владелец электровелосипеда и электросамоката.

1. Защищайте от влаги

Любой электротранспорт выдерживает поездку под дождем, потому что электроника защищена специальными резинками. Но на самокате важно не заезжать в лужи глубиной больше 2 сантиметров: если погрузится всё колесо, вода может продавить уплотнители и попасть внутрь. А на электровелосипеде не стоит штурмовать реки.

Блок управления (у моих устройств он находится в верхней части руля) тоже защищен уплотнителем, но со временем резинка может рассохнуться, а внутри скопиться конденсат. Из-за этого экран запотевает.

Влага может привести к окислению электроники. На форумах рекомендуют разобрать блок управления и промазать плату тонким прозрачным слоем лака для электроники — он водостойкий и термопроводный. Если вдруг что-то окислилось и начинает пропадать сигнал, достаточно снять белый налет тряпочкой со спиртом.

2. Меняйте аккумулятор

Всё зависит от модели, но обычно аккумулятора хватает года на три. Потом емкость начинает падать, а время поездки на одной зарядке сокращаться. Аккумулятор можно поменять целиком в сборке или только элементы, что выйдет значительно дешевле.

3. Соблюдайте технику езды

Электросамокаты довольно тяжелые: средние модели весят 8–16 килограммов. Чтобы их облегчить, посадочные места осей на многих моделях делают из алюминиевых сплавов. Со временем ось разбалтывается, из круглой в сечении становится овальной, начинает люфтить и громыхать. Проблему можно устранить — на YouTube есть много роликов о том, как это сделать. Но чтобы избежать проблемы в принципе, постарайтесь ездить аккуратно — по максимально ровной дороге и не подвергая транспорт ударам.

Ударов важно избегать еще по двум причинам. Внутри мотор-колеса (ведущего или ведущих в зависимости от модели) по кругу наклеены неодимовые магнитики. С виду они крепкие, но на деле это очень хрупкий материал: из-за сильного удара магниты могут треснуть или расколоться. Удары опасны и для аккумулятора: есть риск взрыва из-за механического повреждения.

4. Заряжайте правильно

Литий-ионные аккумуляторы не любят полной разрядки и зарядки. При снижении уровня заряда до критического (1–5%) начинаются химические реакции, которые снижают емкость аккумулятора. Что касается полной зарядки, то современные устройства прекращают подачу энергии по достижении 100% заряда и переходят в режим ожидания, в котором они продолжают медленно расходовать заряд. Когда емкость падает до 99%, электроника просыпается и вновь разрешает зарядку, пока она не дойдет до 100%. Это тоже не лучшим образом сказывается на долголетии аккумулятора.

Идеально, если вы держите заряд в диапазоне от 20% до 80%, тогда аккумулятор прослужит дольше (например, 2,5 года вместо 2). Еще батарея деградирует, если заряжать ее при температуре ниже нуля. Поэтому когда вы приходите с холода, дайте аккумулятору для начала согреться. Также для продления срока жизни лучше использовать блок питания, который идет в комплекте, — из-за особенностей работы контроллера.

5. Смазывайте детали

В электровелосипеде смазывать нужно те же детали, что и в обычном: хотя бы раз в сезон цепь и по необходимости тросики тормозов и переключения передач. В электросамокате смазывать ничего не нужно.

6. Мойте при необходимости

Чтобы самокат и велосипед выглядели как новые, протирайте их влажной тряпочкой по мере запыления — можно с любым моющим неагрессивным средством. Перед очисткой выключите устройство. По факту оно серьезно пачкается только при езде в дождь, по лужам. Но кататься в такую погоду производители электросамокатов и электровелосипедов не рекомендуют. Лично я стараюсь избегать поездок в дождь: на мокрой дороге возрастает риск падений. Так что мой электротранспорт относительно чистый, и я его практически никогда не мою.