Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
Александр Чуранов
Не хочет тратиться на новый аккумулятор, поэтому всегда возит с собой мультиметр
Внезапно севший аккумулятор разрушает все планы — из-за него можно опоздать на работу, пропустить важную встречу или застрять где-то в глуши в ожидании помощи. Чтобы свести к минимуму подобные риски, важно вовремя проводить его ревизию и правильное обслуживание. Рассказываем, что именно нужно делать.
Как понять, что пора зарядить аккумулятор
Аккумулятор выполняет три основные задачи: подает напряжение на стартер для запуска двигателя, обеспечивает работу всех электронных систем при заглушенном двигателе и позволяет проехать несколько километров до места ремонта в случае выхода из строя генератора или других систем электроснабжения.
Медленная работа стартера при запуске автомобиля — самый очевидный признак разряженного аккумулятора. Чтобы не доводить его до такого состояния, рекомендуется проверять уровень заряда минимум два раза в год. Сделать это можно несколькими способами:
- При выключенном зажигании измерить напряжение на выводах аккумулятора с помощью мультиметра. Это самый простой способ, мультиметр есть в каждом доме. Ну или должен быть.
- Измерить напряжение бортовой сети через прикуриватель с помощью автомобильной зарядки со встроенным вольтметром, если у вас такая есть.
- Посмотреть показания на брелоке или в мобильном приложении сигнализации — при ее наличии.
- На некоторых аккумуляторах есть смотровое окошко с цветным индикатором,– можно воспользоваться им. Зеленый цвет означает нормальный уровень заряда, белый или черный — что аккумулятор пора зарядить, красный — критически низкий уровень заряда.
Есть еще несколько способов, но мы остановимся на самых популярных и доступных для любого автомобилиста. По напряжению можно легко понять примерную степень разряда аккумулятора.
По напряжению на выводах аккумулятора можно понять примерную степень его заряда
Мультиметры схожи по своим возможностям и характеристикам. Ими можно измерять силу постоянного и переменного тока, напряжение и сопротивление — этого достаточно для большинства автомобильных и домашних задач. При выборе можно обратить внимание на диапазон измеряемых параметров (чем он шире, тем более универсальным является устройство) и наличие дополнительных функций, таких как автоматическое отключение, защита от перегрузки и индикатор заряда батареи.
Перед подключением зарядного устройства
Автомобильные аккумуляторы бывают обслуживаемые и необслуживаемые. В зависимости от этого подготовка к их зарядке происходит по-разному. Что нужно сделать перед подключением к зарядному устройству:
- Проверить корпус на отсутствие подтеков, вздутий и повреждений.
- Очистить контакты металлической щеткой или наждачкой от грязи и налета.
- У обслуживаемого аккумулятора открыть крышки, проверить уровень жидкости и при необходимости долить внутрь дистиллированной воды — уровень должен быть примерно на 1,5 см выше пластин, расположенных внутри.
- У необслуживаемого аккумулятора снять заглушку с газоотводного отверстия — при наличии.
Аккумулятор с признаками вздутия заряжать нельзя
Техника безопасности при зарядке аккумулятора
Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при зарядке любого автомобильного аккумулятора.
- Рекомендуется проводить процедуру при комнатной температуре в проветриваемом нежилом помещении или на улице — выделяемые при зарядке пары опасны для здоровья.
- Курить и использовать открытый огонь рядом с аккумулятором нельзя — при высокой концентрации выделяемые пары становятся взрывоопасными.
- При открытии крышек обслуживаемого аккумулятора для ревизии и доливки дистиллированной воды необходимо защищать глаза стеклянными очками, а руки резиновыми перчатками — внутри батареи находится 35%-ный раствор серной кислоты.
- При попадании на кожу жидкости из аккумулятора можно нейтрализовать ее 10%-ным раствором соды.
- Перед подключением к зарядному устройству аккумулятору желательно дать отстояться пару часов в тепле, если вы принесли его с мороза.
Заряжать можно по-разному
При зарядке необходимо учитывать две важные величины: силу зарядного тока и выходное напряжение.
Зарядное устройство с микропроцессором, такое как Hyundai Hy 810, самостоятельно выполнит зарядку
Если не хочется в это погружаться, можно приобрести так называемое интеллектуальное зарядное устройство, которое само определит необходимые параметры и автоматически выключится при достижении нужных показателей.
А если вам интересно получить более глубокий опыт процесса зарядки, присмотритесь к моделям с ручной регулировкой — такими устройствами можно заряжать аккумулятор двумя способами.
Щадящий, но долгий способ. Установите на устройстве минимальную силу тока (1–2 А) и изредка поглядывайте на шкалу встроенного амперметра. Когда значение силы тока упадет практически до нуля — зарядка завершена. Таким образом получится зарядить аккумулятор полностью за 24–48 часов в зависимости от исходного состояния батареи.
Модели с ручной регулировкой позволяют полностью контролировать процесс зарядки
Относительно быстрый способ, требующий регулярного контроля. Необходимо выставить на зарядном устройстве силу тока в 10 раз меньше емкости аккумулятора — например, для батареи емкостью 70 А·ч выбрать силу тока 7 А. После того как напряжение на клеммах аккумулятора достигнет 14,4 В, необходимо снизить величину зарядного тока вдвое — и так несколько раз. Если сила тока и напряжение не меняются в течение 1–2 часов, зарядка завершена. Таким способом получится зарядить аккумулятор полностью за 8–12 часов.
После того как вы отсоедините зарядное устройство, еще раз проверьте напряжение на выводах батареи — оно должно соответствовать нормальным показателям, указанным в таблице выше. Если все в порядке, можно смело отправляться в дорогу.
При выборе зарядника важно обращать внимание на величину выходного напряжения (для автомобильных аккумуляторов — 12 В) и диапазон поддерживаемой силы тока. Иногда вместо диапазона производитель указывает его верхнюю границу. Например, модель Artway CCH05 рассчитана на зарядку батарей с емкостью до 60 А·ч, как у большинства легковушек.
В качестве более универсального подарка можно рассмотреть модель Patriot BCI-10M, которое справится даже с мощными аккумуляторами внедорожников или грузовых автомобилей емкостью до 140 А·ч.
Что в итоге
- Состояние автомобильного аккумулятора необходимо проверять минимум два раза в год.
- По напряжению на выводах аккумулятора можно понять степень его разряда. Если напряжение ниже 12,5 В, то есть смысл зарядить батарею.
- Необслуживаемый аккумулятор можно просто поставить на зарядку, сняв заглушку с газоотводного отверстия. У обслуживаемого надо сначала выкрутить пробки и проверить уровень жидкости внутри.
- Зарядные устройства бывают автоматические и с возможностью регулировки подаваемого напряжения и силы тока. Если не хочется заморачиваться, выбирайте автоматические.
- Заряжайте аккумулятор при комнатной температуре в нежилом проветриваемом помещении. Соблюдайте технику безопасности.
У нас ещё много всего интересного
Оставьте почту и получайте подборку лучших материалов от главного редактора раз в две недели.