
32 ГБ оперативной памяти — это база?

Игнат Тукмачёв
Когда-то наслаждался 16 ГБ ОЗУ, теперь раздумываю сразу о 64 ГБ
Есть легенда, что на выставке 1981 года Билл Гейтс, выступая в поддержку недавно представленного IBM PC с оперативной памятью 640 Кбайт, сказал: «640 Кбайт должно быть достаточно для любого». Это утверждение было актуально больше 40 лет назад.
Современные системы поддерживают до 192 ГБ ОЗУ, а базовый объем оперативной памяти продолжает увеличиваться с каждым годом. Еще лет пять назад для комфортной работы на ПК и для игр было достаточно 16 ГБ. Сейчас же необходимостью стали 32 ГБ. Или нет? Разбираемся.
Почему нужно столько ОЗУ
Требования игр. Современные игры становятся все сложнее в плане графики, физики и открытого мира, что требует большего объема оперативной памяти, так как часть данных загружается именно туда. Для игр-блокбастеров вроде S.T.A.L.K.E.R. 2 или Indiana Jones and the Great Circle на максимальных настройках часто требуется от 16 до 32 ГБ ОЗУ, особенно если они работают в разрешении 2K и 4К.

S.T.A.L.K.E.R. 2 даже для высоких настроек в 2K требует 32 ГБ ОЗУ
Браузеры и приложения. Современные браузеры (Google Chrome, Edge, Яндекс Браузер) могут потреблять огромные объемы памяти из-за особенностей работы. Да, в них есть режимы экономии памяти, но и они не спасают.

Типичная картина при запущенном браузере, хотя открыты всего четыре вкладки
Каждая вкладка, расширение или активно работающий веб-сервис (например, Google Docs или Figma) создают отдельные процессы, которые требуют использования оперативки. И если открыть десяток вкладок с тяжелыми сайтами (например, с потоковыми видео или сложными анимациями), общий объем потребляемой памяти может легко превысить 16 ГБ.
Стабильность и производительность. Большое количество оперативной памяти позволяет избежать замедлений при работе под высокой нагрузкой. Если одновременно запущены видеоредактор, браузер с десятками вкладок и фоновые задачи (антивирус, копирование файлов и прочее), система может использовать свободную память для кэширования и оптимизации процессов, что снижает производительность и скорость работы ПК.
Если же одновременно запущены требовательная к железу игра и Discord, это может привести к микрофризам и не очень приятному пользовательскому опыту с щепоткой раздражения. С 32 ГБ оперативной памяти вы получите плавную работу даже при пиковых нагрузках.
А что на практике
Я решил проверить, как сказывается наличие дополнительных 16 ГБ в пару к уже установленным 16 ГБ в относительно современных играх: CS2, Apex Legends, Battlefield 2042 и Bodycam. Параллельно оставлю запущенными Discord, Яндекс Музыку и Chrome с четырьмя вкладками. Проверю, как это все влияет на FPS.

И еще немного дополнительных программ: пара игровых лаунчеров и Telegram
При таком сценарии все приложения в сумме потребляют не более 16 ГБ за исключением Battlefield 2042: с ней в общей сложности система сумела «съесть» 17,5 ГБ. Причем, как показали замеры, объем ОЗУ дополнительно сказывается и на количестве FPS. Незначительно, но сказывается.
В Bodycam с 32 ГБ ОЗУ в одной и той же локации спустя одинаковое время средний FPS на два кадра ниже, однако 1% low (минимальная частота кадров в 1% случаев самых загруженных сцен) на 1 кадр выше, чем при использовании 16 ГБ памяти.
В Apex Legends ситуация еще нагляднее: средний FPS примерно на одном уровне, однако 1% low выше на 28 FPS — 77 кадров в секунду. А значит, если в самой оживленной стычке с врагами фреймрейт просядет, он будет оставаться на играбельном уровне (более 60).
Схожая картина в CS2: ПК демонстрирует разницу в 16 кадров по 1% low между 32 и 16 ГБ памяти, разумеется с перевесом в пользу большего объема ОЗУ.
В то же время в Battlefield 2042 на одной и той же карте с одинаковым количеством игроков система с 32 ГБ памяти демонстрирует не такую категорическую потерю кадров между 1% low и средним фреймрейтом — 22 FPS. Тогда как при использовании 16 ГБ это различие практически двукратное.

Везде, кроме Bodycam, программа FPS Monitor не смогла корректно отобразить FPS, поэтому частоту кадров я замерял через Nvidia App
Как итог, при использовании 32 и 16 ГБ ОЗУ разница между средней кадровой частотой не такая ощутимая, однако для 1% low — существенная. Это сказывается на фризах и, как следствие, на плавности игры, а для шутеров это критично: упущенные кадры — большая вероятность пропустить соперника или быть убитым. Дважды так и случилось.
Что в итоге
Не экономьте на объеме ОЗУ — это не самый дорогой компонент системы, однако его влияние на плавность системы и игр выше, чем может показаться. Да, сейчас 32 ГБ могут показаться избыточными, однако через пару лет они окупятся. У меня так было во времена DDR3-памяти: купил 16 ГБ и думал, что переплатил. Прошел год, цены выросли, потребление ОЗУ — тоже. Я сидел довольный, пока друзья искали оперативку по выгодной цене.
У нас ещё много всего интересного
Оставьте почту и получайте подборку лучших материалов от главного редактора раз в две недели.

