Как я вылечился от «игровой импотенции» после спонтанной покупки Steam Deck
Михаил Полярус
Сначала играл, потом сгорел, теперь снова играю
Все хорошо в меру — игры в том числе. Чрезмерный интерес к такого рода развлечению в моменте начинает восприниматься как работа, которая бесит, не интересует и не радует. Я столкнулся с таким ощущением в 2020 году, после чего отошел от интерактивного опыта на долгие четыре с половиной года. Вернуться к ним помогла одна случайная покупка — Steam Deck. Рассказываю об опыте лечения «игровой импотенции» с помощью приставки.
Что такое «игровая импотенция»
«Игровая импотенция» — это состояние, при котором человек теряет радость от видеоигр. Они перестают быть способом расслабления, превращаясь в обязанность или даже в источник раздражения. Причины могут быть разными: эмоциональное выгорание, перегрузка или просто утрата интереса. В моем случае это было сочетание профессионального выгорания и побег от него в сторону игр, за что я и поплатился.
Почему это случилось со мной
В конце 2019 года я пережил серьезное выгорание на работе. Конфликт с руководством и токсичная атмосфера не оставили выбора, кроме как побег из физического мира в виртуальный. Видеоигры и стали в какой-то степени отдушиной.
Если до этого момента в играх я проводил по два-четыре часа в день, то в декабре «убежал» в них полностью, и местом релокации стала Destiny 2. Это многопользовательская онлайн-игра в жанре шутера от первого лица, которая буквально приковала к себе и не хотела отпускать. Вернее, я был и сам не прочь оказаться в заточении.
Destiny 2 — очень красивая игра, несмотря на то, что выпущена в 2017 году. Источник: Steam
Сначала я проводил в ней по четыре-шесть часов. Когда же накатывал стресс и рабочая ситуация накалялась до предела, количество времени, на которое я в ней зависал, с успехом перевалило за отметку в 12 часов и иногда доходило до 16 в сутки. При этом даже получалось работать: написал новость на сайт за 10–15 минут, опубликовал — и пошел дальше играть.
В итоге все свелось к тому, что в сутки я фактически работал два часа, 14–16 часов играл, а потом ложился спать. Destiny 2 стала моей основной работой, а не местом отдыха: я помогал водить рейды, гриндил оружие и экипировку, пробовал различные сочетания вооружения, прокачал всех персонажей до максимального уровня света и в целом добился хороших высот в рамках комьюнити. Но вместо радости и расслабления пришло чувство опустошения и выгорания по всем фронтам: рабочим и игровым.
В Destiny 2 я наиграл 189,6 часа, из которых примерно 160 — за декабрь 2019-го и январь 2020 года
Вскоре я уволился с работы. В период ковидного локдауна попытался вернуться к интерактивным развлечениям, но все было безуспешно. Ни друзья, ни покупка PS5, ни сольный гейминг в PVP-шутеры не помогли мне полноценно выбраться из состояния «игровой импотенции». Все это время игры оставались чем-то, что нужно делать по принуждению, а не искренне, так как они стали ассоциацией стрессового рабочего опыта. Но выход из этой «игровой апатии» нашел себя сам и совершенно случайно.
Как случайная покупка Steam Deck изменила все
Более трех лет я слушаю подкаст «Не занесли», в котором авторы рассказывают об играх, кино и сериалах. Примерно столько же являюсь участником их сообщества и на протяжении нескольких месяцев один из «ямчан» (чат называется «Яма с *****») писал сообщение, что продает свою Steam Deck (LCD) с диском на 2 ТБ всего лишь за 25 тысяч рублей. Предложение выглядело слишком выгодным, чтобы пройти мимо: один только диск тогда стоил около 20 тысяч.
То самое сообщение
Долгие раздумья, непонимание, надо оно мне или нет, и премия на новой работе в размере стоимости консоли склонили чашу весов в пользу приставки. Рискнул и приобрел устройство, несмотря на то что оно было б/у и с его прежним владельцем я не был знаком лично.
Через два дня приехал Steam Deck, который стал для меня чем-то совершенно новым. Раньше я никогда не пробовал портативный гейминг, если не считать мобильные игры. Но это сложно назвать полноценным игровым опытом.
Память диска на 3/4 заполнилась в первые два дня
Настраиваю консоль под свои задачи, качаю все необходимые игры, забиваю практически полностью все два терабайта и запускаю «Ведьмака 3» — проект, который много лет оставался в списке отложенных. Сначала играл по 30 минут перед сном, потом время постепенно увеличивалось до двух-трех часов — столько и работает консоль на одном заряде в случае тяжелых игр.
Игра ждала своей очереди пять лет
Постепенно, сам того не ожидая, я почувствовал, что ко мне вернулась та самая радость, которую давали игры. Выполнять задания, сражаться, получать награды — все это вновь стало приносить удовольствие. Такому эффекту от консоли (хотя технически это мини-ПК с дисплеем и контроллером) был приятно удивлен.
Время шло, и через месяц я стал играть не только на Steam Deck, но и на ПК. Теперь это сбалансированное увлечение, которое не мешает другим аспектам жизни и работе и одновременно с этим не становится укромным местом, куда хочется убежать от рабочих, семейных или бытовых проблем. Вместо этого я теперь просто получаю удовольствие от совместных PVP-сессий с друзьями в Battlefield 2042 и поездками по трассе в Assetto Corsa. Даже сюжетные игры, которые раньше воспринимались как мучение, теперь играются легко и с интересом.
Почему именно Steam Deck
Во-первых, это счастливое стечение событий. Во-вторых, один из лучших игровых опытов, который можно получить в рамках условно мобильного гейминга (Nintendo Switch не в счет, сильно урезанные возможности в сравнении с «декой»). Несмотря на то, что Steam Deck — это портативная игровая консоль от Valve, она способна запускать практически любую игру из библиотеки Steam, если та поддерживается приставкой.
Устройство работает на APU AMD (процессор и графический чип объединены на одном кристалле) на базе архитектуры Zen 2 и графического процессора RDNA 2. Его с головой хватает для запуска современных игр, хоть и не на максимальных настройках графики.
Впрочем, максимальное качество текстур — вещь не сильно полезная в рамках портативного устройства, так как дисплей здесь небольшой, всего 7 дюймов, с разрешением 1280 × 800 пикселей и частотой обновления 60 Гц (в версии OLED 7,4 дюйма и 90 Гц). Он яркий, но не избыточно — 400 нит в пике, этого достаточно для «кроватного гейминга», поезда и самолета, но вот для улицы уже мало. Экран с хорошей цветопередачей и в целом четкий, зернистость заметна только при детальном рассмотрении, чем обычно я не занимаюсь, так как наслаждаюсь сюжетом.
Для помещения такой яркости достаточно
Автономность сравнительно невысокая, и это отлично, по крайней мере, для меня. Время работы сильно зависит от игры, установленной мощности (ее можно регулировать), яркости и других переменных. В казуальных проектах или старых играх консоль может работать до шести часов, тогда как требовательные тайтлы сокращают этот показатель до двух-трех часов. И это удобно. Чисто технически вы не сможете играть дольше, разве что прикуете себя к розетке.
Весит приставка достаточно много — 669 граммов. На вытянутых руках Steam Deck сложно держать более 20 минут, руки забиваются и затекают. Поэтому приходится играть сидя или лежа, что — стоит признать — все равно удобно.
В виде итога
Мой опыт показал, что даже такие простые вещи (хоть и не самые доступные), как смена устройства, могут помочь изменить подход к играм и вернуть утраченную радость. Мне было сложно пересилить себя, чтобы сесть за компьютер играть, а не работать основную работу (писать и редактировать тексты), — это самое сложное во всем процессе возвращения к играм. Steam Deck же позволил вернуться к приятному игровому опыту и «перекочевать» из постели за стол.
Что могу добавить в качестве советов:
- игры — это развлечение, а не работа (только если вы не профессиональный киберспортсмен);
- соблюдайте баланс, не играйте слишком много, это может привести к выгоранию;
- не нравится игра — не мучайтесь, даже если уже заплатили за нее. Такой подход может убить на корню все желание играть.
У нас ещё много всего интересного
Оставьте почту и получайте подборку лучших материалов от главного редактора раз в две недели.