Как я выбирал колонки к виниловому проигрывателю
2459
26.10.2021

Как я выбирал колонки к виниловому проигрывателю

Музыкальный журналист Юрий получил в подарок довольно простой проигрыватель, но подбор колонок к нему оказался непростой задачей

В советском детстве у меня был проигрыватель виниловых пластинок. Подростком я переставлял его в комнате с места на место, и если не хватало длины проводов до колонок, перекусывал их ножницами и наращивал обычным электрическим кабелем, понятия не имея о физике происходящих процессов.

Это породило определенный подход к музыке. Можно, конечно, быть аудиофилом-перфекционистом, искать золотые провода строго определенного сечения и замазывать воском места их коммутации с гнездами усилителя, чтобы контакты не окислялись. Но я просто хотел слушать музыку с пластинок, не задумываясь о полном совершенстве качества.

Сейчас винил снова входит в моду, а моя коллекция старых пластинок, изрядно побитых безалаберным подростковым отношением, так и лежит дома. В какой-то момент на волне винилового ренессанса коллеги подарили мне простенький проигрыватель для винила фирмы Ion, модель Pure LP. Только вот никто не задумался ни о том, в чем специфика этой вертушки, ни о том, что ему нужны хоть какие-то колонки, чтобы, собственно, слушать музыку.

Взять свои обычные колонки от компьютера и опять с помощью ножниц нарастить шнуры я уже не рискнул. Да и вряд ли тут уместны простейшие динамики моего компьютера, используемые для системных звуков и негромкого прослушивания низкокачественного mp3. В общем, пришлось искать новые колонки.

Начало: постановка задачи

Входные данные простые: понять, откуда и какой будет приходить звук. То есть какие разъемы есть на проигрывателе. Выяснилось, что в моем распоряжении только USB и два обычных RCA-разъема, которые в обиходе называют «тюльпанами».

Через USB, разумеется, можно отдать звук на компьютер и слушать музыку через акустику, подключенную к ПК. В том числе и через штатные динамики ноутбука. Но сама постановка задачи уже выглядит странно. Шумы, настройки звука и уведомления от компьютера попадут в музыку. И непонятно, насколько звук исказится от преобразования компьютером из аналогового сигнала в цифровой вид. Поэтому буду работать с выходным аналоговым сигналом из RCA, сохраняя максимум того, что может дать проигрыватель.

Чтобы подсоединиться, мне нужен стереошнур с двумя разъемами-«папами», а уж что у них будет на стороне колонок — зависит от колонок. И судя по полной невесомости проигрывателя, своего усилителя у него нет. То есть мне нужен либо внешний усилитель, либо активные колонки. Конечно, такие вещи надо проверять, но тут я был уверен, все-таки проигрыватель совсем недорогой.

В моем детстве усилитель был отдельным тяжелым агрегатом, в который заводилась куча проводов от всего многообразия звуковоспроизводящей аппаратуры. Наверняка подобные устройства есть и сейчас, но мне они ни к чему. Достаточно активных колонок, в которые уже встроен усилитель.

Простейшие решения — прямолинейная стереопара (так называемый звук 2.0), где одна колонка включает усилитель и всё управление: включение-выключение, регулировку громкости, частот. Еще есть звук 2.1, то есть та же стереопара с сабвуфером для более мощного баса. Как правило, всё управление располагается на сабвуфере.

Поиск: есть варианты

Поиск в интернете по запросу «купить активные колонки» дает диапазон цен примерно от 500 до 150 тысяч рублей. Понятно, что профессиональная концертная аппаратура мне не нужна. Поэтому для простоты ограничиваю поиск верхним порогом в 10 тысяч. И вдобавок отсекаю чрезмерно простые пластиковые динамики для компьютера. Все-таки винил — это «тот самый теплый ламповый звук». А простейшие пластиковые колонки — это всегда звуковое упрощение, плоский, резаный, дребезжащий звук.

Какая нужна частота?

Как и у многих недорогих изделий, частотный диапазон моего проигрывателя скромно умалчивается. Но по запасным иглам звукоснимателя я выяснил, что он составляет от 80 Гц до 10 000 Гц. И если верить сети, среднестатистический человек слышит в диапазоне от 20 Гц до 16 000 Гц. То есть куда больше, чем выдает мой проигрыватель.

Колонки Sven MS-110

Поэтому я решил не заморачиваться над частотами в колонках и выбрать самую простую модель с RCA-разъемами. Как вариант, Sven MS-110 примерно за 2 500 рублей с частотным диапазоном 50–20 000 Гц более чем достаточно для моей вертушки. Но частотой дело не ограничивается.

Мощность важна?

Что еще важно для колонок, кроме внешнего вида? Естественно, выходная мощность. У рассматриваемых колонок это 17 Вт. Чтобы понять, что это вообще такое, просто выкручиваю на полную свою «троечку» Sven с сабвуфером, подключенную к ПК. При мощности в 40 Вт потолок не обрушивается, но тарелки в буфете уже дребезжат. Скажем прямо, больше я не хочу.

Ставлю простейшие опыты и делаю вывод, что 20 Вт мне достаточно. И тут оговорюсь, что я не собираюсь слушать с пластинок стадионный рок или устраивать дискотеки. Наверное, существует какая-то специальная методика расчета звукового давления на объем помещения. Но не будем забывать: у меня недорогой проигрыватель со скромными характеристиками, низкий бюджет и не самые высокие амбиции слушателя.

Да и различные помещения при равной кубатуре по-разному заставлены мебелью. Любите мягкие кресла, тяжелые шторы и ковры — звук будет съедаться. Любите аскетичность ровных плоских поверхностей и стиль ИКЕА — звук станет острее и начнет метаться по комнате. В общем, на обычную жилую комнату хватит звука на 30 Вт. Но если вы хотите полной уверенности в своем выборе, придется пробовать.

А если хочется басов?

Колонки SVEN SPS-820

Басов хочется, и я смотрю колонки с отдельным сабвуфером. Он есть и в упомянутых Sven MS-110, но выглядят совсем несерьезно. Попадается, например, симпатичный блок из сабвуфера и саундбара Trust GXT664: цена около 6 000 рублей, такой же избыточный диапазон частот и мощность 32 Вт. Или грозно выглядящий блок Trust GXT38 примерно той же стоимости уже на 60 Вт. Встречается и полный аналог того, что у меня уже подключено к компьютеру: Sven SPS-820 на 38 ватт около 6 000 тысяч рублей, частоты от 50 Гц до 20 000 Гц.

Получаем вывод: для простейшего проигрывателя в пределах 6 000 рублей можно найти множество заведомо избыточных активных динамиков. Остается сосредоточиться на внешнем виде, размерах и удобстве управления.

Что еще важно?

У моих колонок Sven, например, переключатель питания расположен на задней панели, что начинает подбешивать буквально после первого-второго включения. Но поиск показал, что в этом ценовом сегменте кнопка включения всегда расположена с тыльной части.

Есть и другие нюансы: ручное управление низкими и высокими частотами, пульт управление, Bluetooth-соединение и прочее. Тот же Bluetooth для винилового проигрывателя не пригодится. Но он позволит подключить колонки к компьютеру. И быть может, самое время обновить акустику для ПК?

У каждой пары колонок длина штатных проводов отличается. При одинаковой цене разница может составить пару метров. Поэтому лучше сразу решить, насколько далеко друг от друга будут расположены правая и левая колонка. Затем сверьте длину провода в спецификациях устройства.

Выбор: за двумя зайцами

Колонки SVEN MS-304

По сумме своих запросов я в итоге выбрал Sven MS-304. Тут есть и пульт дистанционного управления, и Bluetooth. При этом колонки стоят на 500 рублей дороже менее оснащенных конкурентов. Возможно, теперь я откажусь от старых колонок и решу задачу комплексно — с одной системой и для ПК, и для проигрывателя.