Мотоблок или культиватор — что лучше купить?
Евгений Попков
Помог друзьям и родственникам купить не один мотоблок
Мотоблок и культиватор выглядят плюс-минус одинаково: мотор, колеса, рукоятки и насадки. Кажется, что и нужны они для одного и того же — пахоты и рыхления почвы. Но это только на первый взгляд. Разберемся, в чем разница между культиватором и мотоблоком.
Как устроены культиватор и мотоблок
В конструкции культиватора и мотоблока много общего. У каждого из них есть:
- двигатель, установленный на небольшую раму;
- руль с органами управления;
- редуктор или коробка передач с приводом на навесное оборудование.
Культиватор Ресанта БМК-6,5 (слева) с установленными фрезами для рыхления почвы выглядит как брат-близнец мотоблока Huter МК-9500P-10 (справа)
Впрочем, если на мотоблок установлены пневматические колеса, которых у культиватора не предусмотрено, разница проявляется заметнее.
Тот же мотоблок Huter МК-9500P-10 с колесами вместо фрез
Главные различия между устройствами кроются в возможностях техники. И мотоблок, и культиватор пашут и рыхлят почву, убирают сорняки, выкапывают корнеплоды и окучивают грядки. Но у мотоблока есть дополнительные опции и насадки, с помощью которых он может еще косить газон, измельчать ветки, убирать снег и возить груз. А еще мотоблок глубже пашет и шире рыхлит почву, чем культиватор.
Культиватор: плюсы и минусы
Культиватор, или мотокультиватор, — это, по сути, навороченная лопата. В силу конструктивных особенностей и небольшой мощности он полезен только в теплое время года, когда земля уже оттаяла. У культиватора нет коробки передач, привода на колеса и вала отбора мощности.
Схема устройства культиватора
Культиваторы бывают бензиновые и электрические.
Бензиновые комплектуются двухтактными или четырехтактными двигателями внутреннего сгорания.
Двухтактники выдают мощность в 2–4 л. с. Такие культиваторы подойдут тем, кому важна простота использования и минимальное обслуживание, а скорость работы не принципиальна.
Четырехтактники мощнее — от 3 до 7 л. с. Они рыхлят и пашут быстрее двухтактников. Их оценят те, кому не в тягость возиться со сложной техникой: листать каталоги в поисках наилучших вариантов расходников, подбирать качественное масло, проводить регулярное ТО.
Электрические. Работают от электросети. Они считаются маломощными и выдают от 1 до 3 л. с. Такие культиваторы работают без выхлопов, тихо и не нуждаются в обслуживании. Расплата за экологичность — ограниченный радиус действий. Даже самый длинный кабель не даст уехать дальше 30–50 метров от розетки.
Плюсы и минусы культиватора
Плюсы
Небольшие габариты и вес. Культиваторы в среднем весят 15–30 кг и в сложенном виде не занимают много места. Их удобно перевозить в багажнике практически любого автомобиля — не придется покупать отдельный прицеп. Хотя при погрузке, скорее всего, понадобится помощь друга.
Можно выбрать культиватор с двух- или четырехтактным бензиновым двигателем, в отличие от мотоблоков, где всегда используются четырехтактники.
Низкие затраты на обслуживание. Незамысловатая техническая начинка культиватора не требовательна к обслуживанию. В бензиновых культиваторах достаточно раз в сезон проверять смазку и состояние свечи зажигания. Электрические и вовсе можно просто помыть в конце сезона, высушить и убрать в сарай на зимовку.
Металлические части, которые контактируют с грунтом, например плуг, фрезы, ограничитель глубины, надо хотя бы раз в месяц очищать и высушивать, чтобы они не ржавели.
Минусы
Не самоходный. Культиватор не умеет ездить сам. В процессе работы это не доставляет неудобств — фрезы вкапываются в землю и тянут за собой всю конструкцию. В перерывах и при переходе с одной делянки на другую культиватор придется толкать или тянуть.
Нужно смешивать бензин с маслом. В двухтактных бензиновых двигателях нет отдельной системы смазки, поэтому нужно сначала смешивать масло с бензином в определенных пропорциях и только потом заливать полученную смесь в бензобак. Если ранее не доводилось иметь дело с двухтактниками, на первых порах придется придумать для себя систему подсказок, чтобы не забывать про масло, иначе есть риск перегреть и сломать двигатель. У четырехтактных двигателей нет подобной проблемы — они заправляются чистым бензином, а масло заливается в отдельный бак.
Низкая мощность двигателя. Электромоторы выдают до 3 л. с., двухтактные бензиновые движки — до 4 л. с., четырехтактные ДВС — до 7 л. с. При таких мощностях культиватора максимальная глубина вспахивания не превышает 25 см, а ширина культивирования — 50 см. С одной стороны, для дачного огорода больше и не нужно, с другой — работа на поле площадью в гектар с культиватором гарантированно превратится в мучение.
Ограниченное количество насадок. В базовой комплектации стандартно идут только фрезы для рыхления. Всё остальное надо докупать. Да и то выбор невелик — плуг, окучиватель и картофелекопалка.
Кому подойдет
Владельцам огородов площадью до 20 соток. На что-то более масштабное по площади не позволит замахнуться мощность, ширина обработки за один проход и отсутствие привода на колеса — работа будет слишком долгой и изнурительной.
Мотоблок: плюсы и минусы
Мотоблок считается малогабаритным одноосным трактором. Двигатель в нем приводит в движение не только оборудование для обработки почвы, но и колеса мотоблока. Такая техника способна возить прицепы с грузом и работать бульдозером. А еще мотоблок пригодится в хозяйстве круглый год — например, летом им можно вспахивать почву, а зимой — убирать снег.
Схема устройства мотоблока
Все мотоблоки, подтверждая статус минитрактора, комплектуются механической коробкой передач и производительными четырехтактными двигателями внутреннего сгорания — бензиновыми или дизельными.
Плюсы и минусы мотоблока
Плюсы
Мощный двигатель. На мотоблоки устанавливают производительные четырехтактные двигатели внутреннего сгорания мощностью от 6 до 20 л. с, поэтому инструмент пашет на глубину до 25–30 см и рыхлит на ширину 90–130 см за один проход. Хватит для любых задач по обработке участков до двух гектаров, будь то грядки в огороде или картофельное поле.
Выбор между бензином или дизелем. Бензиновые мотоблоки хороши тем, что ровнее работают и меньше трясутся, и для них дешевле и доступнее расходники. И ассортимент таких моделей шире — проще выбрать под конкретный бюджет.
Главное преимущество дизельных мотоблоков — низкий расход топлива. Они потребляют 0,9–1,0 л/ч вместо 1,1–1,5 л/ч в бензиновых моторах. С таким аппетитом на дизельном мотоблоке одной заправки хватает на 6–7 часов непрерывной работы, в то время как бензиновый при одинаковом объеме бака заглохнет часа через четыре.
Самоходность. Мотоблок хоть и мини, но всё же трактор. Он умеет ездить сам, а значит, его не нужно толкать — двигатель вращает не только фрезы для обработки почвы, но и колеса.
Можно возить грузы. К мотоблоку присоединяют прицеп с сиденьем для водителя и так возят урожай, дрова, мешки с цементом. Максимальная грузоподъемность подобной сцепки внушительная — до 500 кг. Кстати, для езды на мотоблоке не нужны водительские права, так как он не считается транспортным средством.
Можно использовать как толкач. Для этого спереди на мотоблок навешивают лопату-отвал. К примеру, так проще убрать снег или крупный мусор.
Вал отбора мощности. У многих мотоблоков предусмотрен узел, который передает вращающий момент на навесное оборудование. Выглядит он как вал, выходящий из коробки передач, или приводной шкив — колесо, на которое надевается приводной ремень. К нему можно подсоединять другие садовые инструменты:
- Роторную косилку. С ней мотоблок скашивает траву на полях — полезно при заготовках сена или борьбе с бурьянами.
- Снегоуборщик, чтобы расчищать зимой тропинки, парковки и подъездные дорожки. Идеальный вариант для тех, кто устал махать лопатой.
- Роторную щетку. С ней мотоблок подметает мусор, песок и опавшие листья. К примеру, на парковке и подъездных дорожках.
- Измельчитель веток, с которым мотоблок перемалывает ветки в мелкую щепу. Затем ее можно использовать для мульчирования.
Минусы
Вес и габариты. Мотоблоки крупнее и тяжелее, чем культиваторы. Средний вес устройства — 45–70 кг. А сумма измерений по длине, ширине и высоте в транспортировочном состоянии со сложенным рулем может превысить 3 метра. Поэтому для доставки инструмента на участок понадобится газель или прицеп.
Дорогое обслуживание. Двигатели с отдельной системой смазки, коробка передач, пневматические колеса — всё это требует регулярного обслуживания. Каждый сезон нужно менять масло, свечу зажигания в двигателе и воздушный фильтр. А для регулировки натяжения клиноременных передач может понадобиться помощь механика.
Кому подойдет?
Владельцам сельскохозяйственных угодий и фермерских хозяйств площадью от 20 соток до двух гектаров. На меньших участках сподручнее использовать культиватор, а на больших — эффективнее нанять полноценный трактор.
Также мотоблок подойдет тем, кому нужен небольшой всепогодный вездеход. Например, для заготовки сена или дров, перевозки урожая и стройматериалов.
Когда покупать культиватор, а когда мотоблок
Чтобы сделать правильный выбор, нужно ответить на два вопроса:
— Какого размера ваш участок?
— Что вы еще планируете делать, кроме обработки почвы?
Участок от 3 до 20 соток с грядками под зелень и овощи. Здесь справится бензиновый культиватор Huter GMC-2.8 на 3 л. с. или электрический Зубр КАД-2500 на 2,5 кВт.
Участок с полем площадью 20–40 соток. На таких обычно выращивают овощи уже в полупромышленных масштабах, например для запасов на зиму. Обработать почву будет легче мотоблоком средних размеров. Например, подойдет бензиновая модель Зубр МТШ-500 на 7 л. с.
Загородный дом с участком до 40 соток и с небольшим плодовым садом, парковкой на 2–3 машины, множеством тропинок и подъездных путей. Тут уже не обойтись без мотоблока с дополнительными насадками для ухода за садом и очистки дорожек. Обратите внимание, например, на Huter MK-8000P/135 на 8 л. с. с валом отбора мощности для подключения дополнительного навесного оборудования.
Фермерское поле на 1–2 гектара. Когда площадь обработки измеряется в гектарах, требуется мощный, выносливый и экономичный мотоблок. Например, дизельный Patriot BOSTON-6D на 6 л. с.
Напишите, что вы думаете, или поделитесь своим опытом.
Чтобы оставить комментарий, нужно зайти в личный кабинет, у журнала и Ситилинка он общий.