Что нужно знать о мойке машины и как помыть без микроцарапин
8734
29.07.2021

Что нужно знать о мойке машины и как помыть без микроцарапин

Покупка мини-мойки — это только начало

Мойки высокого давления уже давно стали доступными. Самая простая стоит дешевле 5 000 рублей — не дороже пары канистр синтетического моторного масла. Уже купили? Осталось научиться правильно ее использовать.

Чем хороши аппараты высокого давления?

Те, кто не первый десяток лет за рулем, еще помнят автомойки старого формата, когда машину обдавали водой из обычного шланга, а потом терли губкой с шампунем. Это потом появилась бесконтактная мойка с аппаратами высокого давления и специальной химией. А чем была плоха контактная?

Когда по грязному кузову водили губкой, песчинки застревали в ее порах и царапали лакокрасочное покрытие. После первого же сеанса на лаке появлялись царапины в виде кругов. Таких дефектов становилось все больше, и очень скоро кузов переставал блестеть.

На новой машине солнечные лучи отражаются, как от стекла, а на поцарапанной образуют некрасивые голограммы. Фото: Attention To Detail

Правильно сначала удалить струей воды максимальное количество грязи и ни в коем случае не помогать на этом этапе тряпками, салфетками и губками. Можно сказать, это главное правило безопасности. Затем — равномерно нанести пену, которая расщепит оставшиеся загрязнения, и хорошенько всё смыть.

При этом важно не подносить сопло близко к кузову, так как высокое давление может повредить лак. Старайтесь держать дистанцию 30 см, остальное за вас сделает вода и химия.

Правильная дистанция от сопла до кузова авто

Но ручная мойка всё равно понадобится?

Да. Бесконтактный способ хорош для удаления основных загрязнений. Но чтобы полностью очистить кузов, не навредив лакокрасочному покрытию, понадобится еще один этап — ручная мойка. Такая технология мытья так и называется — двухфазная мойка. Зачем вторая фаза?

После бесконтактной мойки на кузове остаются так называемые статические загрязнения. Они удерживаются на поверхности за счет жировой пленки. На автомойках от них стараются избавиться бесконтактно при помощи агрессивного средства (для ускорения процесса), но для самостоятельной мойки больше подойдет шампунь для ручной мойки и губка.

Шампунь для ручной мойки отличается от химии для бесконтактной. Во-первых, он содержит лубриканты для легкого скольжения губки без вреда для поверхности. Во-вторых, чаще всего у него нейтральный уровень ph, что позволяет нейтрализовать остатки щелочного моющего средства. Если этого не сделать, щелочь будет воздействовать на слой лака и после окончания мойки — вы это поймете по белому налету на кузове.

Шампунь должен быть специализированным. Жидкости для мойки посуды и прочие очищающие средства не подойдут — никто не гарантирует, что они будут безопасны для лака, резиновых элементов и эффективны для очистки кузова.

Первая фаза: бесконтактная мойка

Теперь к делу. Нанесите на кузов средство для бесконтактной мойки. Для этого в мини-мойках предусмотрено несколько вариантов приспособлений:

Пенокомплект. Специальная насадка с флаконом для моющего средства, которая подключается к пистолету мини-мойки. Ее можно купить отдельно. Например, Patriot GTR 400.

Штуцер на пистолете (как у Huter M195-PW-PRO). Тот же флакон подключается к штуцеру напрямую, отдельная насадка не предусмотрена.

Шланг для подачи в корпусе. Такой предусмотрен у Karcher K 7 Compact: вы просто вытягиваете шланг и опускаете его в емкость с моющим средством.

Расход химии зависит от способа ее применения. Если вы используете насадку (пенокомплект), то следует развести средство с водой в пропорции 1 к 10, а если кидаете шланг в емкость, то рабочая концентрация может достигать 1 к 50. Точные рекомендации всегда указаны на емкости с шампунем. В среднем для запенивания одного седана потребуется около 3 литров готового состава или один литровый пенокомплект.

Предварительное ополаскивание кузова требуется только в том случае, если он покрыт толстой коркой грязи. В остальных оно даже противопоказано. Всё потому, что мокрая поверхность мешает нормальному удержанию пены (она быстрее стекает) и снижает концентрацию активных веществ, разбавляет средство.

Наносить пену лучше снизу вверх. Нижний слой будет выступать своеобразным барьером для верхнего, то есть верхний дольше задержится на поверхности. Но слишком долго оставлять химию на кузове нельзя (обычно рекомендуют держать 2–4 минуты) — она не должна засохнуть. Смывать пену лучше тоже снизу вверх: так проще контролировать участки, которые вы уже обработали струей.

Читайте историю Артура, который купил мини-мойку, чтобы сэкономить

Какие загрязнения удалить сложнее всего

Следы от насекомых, почек деревьев и битумные пятна тоже нужно обязательно удалять. Если следы от насекомых еще безобидны, то битум и почки деревьев могут проникать в структуру покрытия, и тогда избавиться от них поможет только полировка или окрашивание деталей кузова.

Удалить подобные загрязнения непросто, для них используют специализированную химию (да, еще одно средство), продается в большинстве автомагазинов. Средство для удаления битума сделано на основе растворителя и очень агрессивное, поэтому очистку лучше проводить между первой и второй фазами мойки.

Вторая фаза: ручная мойка

Самая ответственная — хотя бы потому, что при неправильных действиях легко повредить лакокрасочное покрытие. Помимо шампуня понадобится губка и ведро с сепаратором, или, как его еще называют, пескоотделителем. В процессе мойки вы споласкиваете губку в ведре, а затем с небольшим усилием трете ее о сепаратор. Абразив, который скопился в губке, попадет в воду и опустится на дно.

Тщательно промывайте губку, а лучше используйте две — для основного кузова и отдельную для бамперов

Мыть ручным шампунем лучше не отдельные элементы, а сразу весь автомобиль сверху вниз. Верхняя часть кузова обычно чище нижней — значит, губка будет меньше пачкаться. Начните с крыши, потом переходите на стекла, затем капот и крышка багажника, а уже после этого — двери и бамперы.

В идеале использовать две губки: одну для основной поверхности кузова, вторую — для «грязной» (нижняя часть бамперов, пороги, нижние 10 см дверей и крыльев).

Важно избегать круговых движений губкой, так как они оставляют заметные на солнце округлые царапины. Двигайте рукой сверху вниз или слева направо, главное — по прямой.

Избегайте круговых движений, чтобы не поцарапать поверхность

Нанести шампунь можно любым удобным способом: разбавив в ведре, через пенокомплект или разведя в емкости и распылив на кузов. Рабочая концентрация для каждого способа указана на этикетке.

А дальше протереть салфетками?

После второго этапа нужно обсушить кузов, чтобы на нем не осталось разводов и пятен. Лучше всего использовать для этого салфетки или полотенца из микрофибры. Причем именно тереть кузов, как это часто делают на автомойках, не нужно. Достаточно просто прислонить салфетку к поверхности и аккуратно провести ею по направлению вниз или к краю детали. Потом отжать и повторить процедуру с другим участком. И снова избегайте круговых движений — если на кузове осталась грязь, от нее образуются тонкие царапины.

В конце аккуратно протрите салфеткой из микрофибры

Можно ли обойтись одной фазой?

Правильная мойка автомобиля — процесс довольно длительный и кропотливый. Если машина грязная, а времени нет, достаточно бесконтактной мойки. Главное — не злоупотреблять этим способом и периодически мыть машину по всем правилам.

Если пропускаете вторую фазу, лучше не вытирайте машину салфетками, чтобы не поцарапать оставшимся абразивом. Как вариант, купите турбосушку и уберите остатки влаги струей воздуха.

Важные советы при работе с мини-мойкой

  • Выбирайте твердую поверхность для парковки. Нежелательно мыть машину на щебенке: если на нее попадет струя под высоким давлением, то какой-нибудь камень обязательно отлетит и сильно ударит по кузову или даже по вашей ноге.
  • Не направляйте струю на радиаторы. У радиаторов есть соты с жалюзи из тонкого металла. Сильная струя гнет эти жалюзи, что влияет на эффективность теплоотвода, радиатор будет работать хуже.
  • Не мойте стоящий под солнцем автомобиль. Как правило, мойку подключают к водопроводу, в котором вода холодная даже в жаркую погоду. Если она попадет на разогретое на солнце стекло, от резкого перепада температур могут появиться трещины. Да и кузову такие экстремальные процедуры на пользу не идут: микротрещины образуются и на слое лака.