Зачем нужен мотоблок и как его выбрать правильно
Евгений Попков
Готовится к летней битве за урожай
Мотоблок — малогабаритная одноосная сельскохозяйственная машина. Практически минитрактор. Он способен передвигаться самостоятельно и много чего умеет по хозяйству. Обработка почвы на больших площадях — далеко не единственное его достоинство. Он полезен круглый год — летом в битве за урожай, зимой в борьбе со снегом. Рассказываем, как выбрать подходящий.
Классы мотоблоков
Мотоблоки делятся на три класса: легкие, средние и тяжелые. Классификация довольно условная, основные показатели — снаряженная масса аппарата, мощность двигателя и ширина обработки за один проход.
Как устроен мотоблок
Силовую основу конструкции мотоблока составляет редуктор с рамой. На эти два узла устанавливаются остальные детали.
На раму ставится двигатель, к которому в свою очередь крепятся топливный бак и воздушный фильтр в отдельном корпусе. Спереди рамы иногда выносится труба для крепления навески, а сзади располагается кронштейн сцепного устройства.
У мотоблоков с ременным сцеплением сбоку от двигателя находится двух- или трехручейковый шкив для ременной передачи и подсоединения различных активных приспособлений.
К редуктору крепится руль с органами управления — рычаг газа, кнопка включения/выключения зажигания, рычаг сцепления. Отдельно от руля располагается рычаг переключения скоростей в коробке передач. Последняя зачастую размещается в одном корпусе с редуктором. Снизу редуктора на выходной вал устанавливаются колеса или фрезы.
Схема устройства мотоблока
У мотоблоков с дисковым сцеплением сзади корпуса коробки передач выходит вал отбора мощности для подключения активного навесного оборудования.
Мотор
На мотоблоки ставятся четырехтактные двигатели внутреннего сгорания мощностью от 6 до 20 л.с. На выбор доступны бензиновые и дизельные.
Бензиновые мотоблоки потребляют 1,1-1,5 литра в час, ровнее работают, меньше трясутся, дешевле в ремонте и обслуживании за счет более доступных расходников. А главное у них шире ассортимент — проще выбрать мотоблок по своему бюджету.
В качестве топлива используется обычный бензин АИ-92. Смазка — масло для бензиновых четырехтактных моторов класса от API SA до API SN. Заливается в картер двигателя через отдельную горловину.
Мотоблоки с бензиновыми движками выпускают все бренды — Зубр, Huter, Ресанта, Redverg, Patriot и другие.
Дизельные мотоблоки заметно экономичнее — средний расход редко превышает 1 литр в час. Поэтому продолжительность непрерывной работы без дозаправки у них достигает 6-7 часов, против 3-4 часов у бензиновых. Но за такую экономию приходится расплачиваться более дорогим ремонтом и обслуживанием. Да и сами дизельные мотоблоки заметно дороже бензиновых.
Заправляют такие мотоблоки автомобильным дизелем по сезону. В теплое время года заливают летнее дизельное топливо (ДТЛ), поздней осенью и зимой — зимнее (ДТЗ), а в суровые морозы до –45 градусов — арктическое (ДТА).
Масло же подходит класса от API CA до API CJ. Которое заливается через отдельную горловину в картер двигателя, как и в четырехтактных бензиновых двигателях.
Дизельные модификации — редкий зверь. Их выпускает далеко не каждый производитель. К примеру, дизели есть в в линейке мотоблоков компаний Champion, Patriot, Redverg.
Подробнее о разных вариантах и способах заправки садовой техники мы рассказывали в отдельной статье.
Воздушный фильтр
Фильтр не дает пыли проникать внутрь двигателя, поэтому деталь эта крайне ответственная. Без фильтра пыль смешивается с маслом, превращаясь в абразивную пасту — вредную субстанцию, убивающую двигатель буквально за полчаса. Не зря опытные мастера говорят, что лучше залить плохое масло, чем поставить плохой фильтр.
На мотоблоках ставятся бумажные или масляные фильтры.
Бумажный фильтр по мере работы забивается пылью. Его пропускная способность ухудшается. Поэтому нужно регулярно выбивать, а лучше менять. Иначе двигатель будет испытывать воздушное голодание, терять мощность и начнет «подъедать» масло.
Еще постоянно придется решать компромисс между качеством фильтрации и наполняемостью цилиндра воздухом. Чем меньше поры в фильтровальном картоне, тем фильтр лучше улавливает пыль, но хуже пропускает воздух, снижая тем самым мощность двигателя. И наоборот.
Масляный фильтр еще называется фильтр в масляной ванне и считается практически вечной деталью. Изнашиваются разве что резиновые уплотнения. Он имеет постоянную пропускную способность, так как самоочищается, не забивается, а пыль удерживается маслом. А значит и мощность двигателя всегда одинаковая. Поэтому масляный фильтр — своеобразный эталон.
Обслуживание масляного фильтра сводится к периодической промывке, смене и доливке масла в колбу. Но есть и минус. Нельзя надолго наклонять работающий мотоблок — масло в колбе стекает на одну сторону, и фильтр перестает эффективно бороться с пылью.
Трансмиссия
Трансмиссия мотоблока состоит из редуктора и коробки передач. Редуктор передает вращение двигателя на выходной вал, который в свою очередь вращает колеса и навесное оборудование. Коробка передач, совмещенная с редуктором, регулирует скорость и направление вращения. У легких мотоблоков обычно бывает две передачи вперед и одна передача назад. У средних и тяжелых — до шести передач вперед и двух назад.
Червячный редуктор. Самый простой по конструкции. Вал с металлическим червяком напрямую передает вращение на шестерню. Чаще всего устанавливается на мотокультиваторах. В мотоблоках же практически не используется.
Плюсы:
- Низкая стоимость
- Небольшие размеры и вес
Высокий КПД за счет прямой передачи — даже в паре со слабым мотором показывает хорошую производительность
Минусы:
- Низкий ресурс — при регулярном использовании может потребовать ремонта или замены уже через 2-3 года
- Перегревается при длительных нагрузках — не подходит для сложных грунтов и продолжительной работы
Цепной редуктор. Простая, но более надежная альтернатива червячному редуктору. Состоит из двух шестеренок, соединенных цепью. Устанавливается на большинстве культиваторов и некоторых простых мотоблоках.
Плюсы:
- низкая стоимость
- ремонтопригодность — заменить одну из шестеренок или цепь можно буквально на коленке, без специального инструмента
Минусы:
- ограниченный ресурс цепи — со временем неизбежно растягивается
- чрезмерная скорость вращения выходного вала — редуктор недостаточно гасит обороты двигателя
Шестеренчато-цепной редуктор. Самый популярный тип редуктора. За счет оптимального соотношения надежности, стоимости и эксплуатационных характеристик. Устанавливается на большинстве современных мотоблоков в сборе с коробкой передач. С таким редуктором можно браться за любые задачи, связанные с обработкой почвы, смело использовать любое навесное оборудование и возить грузы в прицепе.
Плюсы:
- оптимальное соотношение цены и качества
- высокие надежность и производительность
- низкий уровень шума
Минусы:
- обслуживание и ремонт дороже, чем у более простых типов, требуются специальные навыки и оборудование.
Шестеренчатый редуктор. Наиболее продвинутая конструкция с максимальной надежностью. Здесь нет цепи, только шестеренки. Узел хорошо выдерживает повышенные нагрузки в течение длительного времени. Работать с таким редуктором можно хоть целый день, без перерывов.
Подобные редукторы ставятся в сборе с коробкой передач на мотоблоки тяжелого класса и особенно популярны в профессиональной среде фермеров и сельскохозяйственников.
Плюсы:
- лучшие производительность и надежность
- совместим с валом отбора мощности и подходит для работы с любым активным навесным оборудованием
Минусы:
- высокая стоимость
- высокий уровень шума при работе
- сложная конструкция требует специальных навыков и оборудования для ремонта
Сцепление
Отвечает за передачу крутящего момента от мотора к редуктору. Позволяет мотоблоку плавно трогаться с места и останавливаться без глушения двигателя.
На мотоблоках используется два вида сцепления — ременное и дисковое. Первое обычно располагается снаружи, сбоку от мотора. Второе устанавливается между двигателем и редуктором внутри корпуса трансмиссии.
Виды сцепления
Нельзя однозначно сказать, что одно лучше другого. Каждый вид сцепления обладает как плюсами, так и минусами.
Ременное сцепление. Конструктивно состоит из шкива на двигателе, шкива на коробке передач, ремня, их соединяющего, и натяжного ролика. В свободном положении ремень не натянут, и не передает вращение к коробке, так как беспрепятственно скользит по шкиву на моторе. Но если выжать рукоятку сцепления, то специальный ролик натягивает ремень, который в свою очередь начинает вращать шкив на коробке передач.
Ременное сцепление на мотоблоке Denzel
Плюсы:
- низкая стоимость
- простое и недорогое обслуживание
- большое разнообразие активного навесного оборудования
Минусы:
- низкое КПД — часть энергии вращения мотора будет теряться из-за проскальзывания ремня
- ограничение по мощности двигателя — не более 7-10 л.с.
- ремень является расходным материалом — по мере износа потребуется его периодическая замена
- сильнее устают руки, так как при движении мотоблока необходимо постоянно держать рычаг сцепления нажатым
Дисковое сцепление. Жесткое механическое сцепление двигателя и коробки передач. Очень похоже на автомобильное — здесь есть пакет фрикционов, ведущая и ведомая муфты, корзина сцепления и выжимной подшипник.
Здесь рычаг сцепления работает ровно наоборот. При его нажатии сцепление размыкает коробку и двигатель, а при отпускании — соединяет. Что заметно упрощает управление мотоблоком, ведь рычаг не нужно постоянно держать нажатым.
Мотоблок DDE Кентавр с дисковым сцеплением
Плюсы:
- высокое КПД, в том числе при работе с активной навеской
- долговечная конструкция, при аккуратной эксплуатации служит до 10 лет
- подходит для мощных двигателей до 30 л.с.
- нет нагрузки на руки, рычаг сцепления при движении отпускается
Минусы:
- высокая стоимость
- ограниченный ассортимент навесного оборудования
- сложное и затратное обслуживание и ремонт
Ось привода
Она же выходной вал. Именно на нее устанавливаются колеса, грунтозацепы и фрезы. Может быть шестигранной или круглой.
Шестигранная ось считается негласным стандартом. Ее ставят в свои мотоблоки многие современные производители — Зубр, Huter, Denzel, Patriot и другие. Такая ось надежнее передает крутящий момент к колесам или фрезам, без риска проскальзывания.
Удобно, что у разных брендов чаще всего применяются стандартные шестигранные оси на 23 или 32 мм. А значит можно подбирать детали и запчасти, не привязываясь к конкретной марке.
Шестигранная ось привода мотоблока Зубр МТБ-300
Круглая же ось планомерно уходит в прошлое. Хотя для рукастых мастеров, она более универсальна за счет того, что ее саму или сопутствующую ступицу колеса можно относительно быстро отремонтировать с помощью сварки и обрезка трубы подходящего диаметра.
Подключение активной навески
Основная особенность, делающая мотоблоки по-настоящему универсальными машинами — это возможность подключать различное активное навесное оборудование.
Активное в том смысле, что в конструкции навески предусмотрены движущиеся части, приводимые в движение двигателем мотоблока. Это снегоуборочные насадки, газонокосилки, роторные щетки, измельчители веток.
Шкив для ременной передачи. На мотоблоках с ременным сцеплением для подключения навески используется шкив на валу двигателя. Такой шкив имеет один или два свободных ручейка, на которые и устанавливается ременная передача, идущая на навесное оборудование.
Подключение через шкив чрезвычайно простое — ремень навески натягивается руками. И универсальное: достаточно правильно подобрать ведомый шкив, и можно подключать оборудованию любой фирмы. Поэтому разнообразие активного навесного оборудования с таким типом подключения куда богаче, чем у моделей с ВОМ.
Вал отбора мощности. У мотоблоков с дисковым сцеплением активная навеска подключается к ВОМ — валу отбора мощности, выходящему сзади коробки передач.
Вал отбора мощности на мотоблоке REDVERG Голиаф-3-15Б, прикрытый кожухом
На размер диаметра ВОМа не определенного стандарта. Каждый производитель сам решает, какие применить габариты. Поэтому, если планируется покупка техники именно в ВОМ, важно сначала убедиться, что в продаже есть нужные модификации навески, совместимые с понравившейся моделью мотоблока.
Кронштейн для навесного оборудования
Металлическая скоба в задней части рамы — обязательный элемент каждого мотоблока. К кронштейну через специальную сцепку крепятся сошник — ограничитель глубины обработки при работе фрезами, и основные навесные инструменты обработки почвы: плуг, окучник, картофелекопатель. Сюда же цепляется прицеп для перевозки грузов.
Сцепка в сборе с сошником на мотоблоке DENZEL DPT-370S
Навесное оборудование
Все то, что устанавливается на мотоблок и помогает ему двигаться и работать.
Транспортировочные колеса
Надувные резиновые колеса устанавливаются на ось привода, выходящую из редуктора. И позволяют мотоблоку самостоятельно передвигаться на местности. Идут в комплекте с каждым мотоблоком.
Пневматические транспортировочные колеса мотоблока Patriot Калуга М
Фрезы
Главный инструмент мотоблока. Фрезы применяются для рыхления почвы и удаления сорняков. Устанавливаются на ось привода вместо транспортировочных колес.
Фрезы бывают трех- и четырехлопастные и идут в комплекте с каждым мотоблоком — по три или четыре на каждую сторону. Чем больше фрез, тем шире полоса обработки. Например, восемь трехлопастных фрез мотоблока Huter МК-1002Р-10 обрабатывают за один проход полосу земли в 100 см.
Грунтозацепы
Это стальные колеса для повышения проходимости мотоблока по земле. Ставятся вместе транспортировочных колес и используются для пахоты, окучивания и сборки урожая. Приобретаются отдельно.
Сцепка
Промежуточная деталь, соединяющая мотоблок с навесными инструментами. Отвечает за прочность соединения и нужный угол атаки плуга, окучника и картофелекопателя. Относится к дополнительным опциям и редко идет в заводской комплектации.
Важный момент — каждый производитель выпускает свои варианты сцепок, совместимые только с их моделями мотоблоков.
Плуг
Используется для пахоты, переворачивания пластов земли и закапывания удобрений. Устанавливается на мотоблок через сцепку. Приобретается отдельно.
Плуг, установленный через сцепку
Окучник
Применяется для окучивания грядок с картофелем и для формирования борозд для посадки. В продаже встречаются два вида — листерные и дисковые. Устанавливаются на мотоблок через сцепку. Приобретаются отдельно.
Листерные окучники позволяют регулировать ширину междурядий и выпускаются в одно- и двухрядном исполнениях. Но дисковые окучники по отзывам пользователей эффективнее листерных моделей.
Картофелекопалка
Незаменима при сборе урожая картофеля на больших площадях. Устанавливается на мотоблок через сцепку. Приобретается отдельно.
Активное навесное оборудование
Подключается к валу отбора мощности или шкиву двигателя через ременную передачу и имеет движущиеся элементы. Сюда относятся такие виды оборудования, как:
Роторная косилка для ухода за газоном, заготовок сена и борьбы с сорняками.
- Снегоуборщик для очистки парковки, дорожек и тропинок.
- Роторная щетка, для уборки мусора, песка, листьев.
- Измельчитель, для утилизации веток или травы.
Прицепы
Прицеп превращает мотоблок в маленький грузовичок, способный перевезти за раз от 300 до 500 кг груза. Главное, чтобы мотор развивал хотя бы 7 л.с. Скорость будет невысокой — 10-15 км/ч. Но этого вполне достаточно, чтобы увезти с поля собранный урожай, съездить в лес за дровами и даже отправиться на рыбалку.
Обычный автомобильный прицеп тут не подойдет, нужен специальный, с сиденьем для водителя. Такой прицеп устанавливается через сцепку и приобретается отдельно.
Подходящий мотоблок — он какой
Чтобы правильно выбрать, нужно ответить на три вопроса:
— Какого размера ваш участок?
— Что еще кроме обработки почвы вы планируете делать?
— Будете заводить мотоблок только в теплое время или круглогодично?
Компактный огород на 5-20 соток с грядками по овощи и небольшим полем под картофель. Здесь не нужна особая мощь, работа в сезон не предполагает больших нагрузок. Тут без труда справится мотоблок легкого класса. Переплачивать за более мощные модели совсем не обязательно. Например:
Приусадебный участок в 20-30 соток, с парковкой, огородом и газоном. Здесь нужен универсальный аппарат для всесезонной эксплуатации: подготовки грядок, стрижки травы, чистки снега, а иногда и для подвоза куба дров для камина. На такие случаи подойдет мотоблок среднего класса мощностью 7-8 л.с. с ременным сцеплением под всякие насадки.
Небольшое фермерское хозяйство на 2-4 гектара потребует от мотоблока мощности, надежности и выносливости. Тут будет полный набор тяжелых задач — пахота, рыхление, окучивание, регулярный подвоз удобрений и сборка внушительного урожая. Как раз для таких вызовов и предназначены мотоблоки тяжелого класса с могучими двигателями на 10-17 л.с. и дисковым сцеплением.
Запомнить
Мотоблок — одноосная сельскохозяйственная машина, подходящая к использованию как на маленьких дачных участках, так и небольших фермерских полях размером 2-4 гектара.
Мотоблок способен передвигаться самостоятельно. Для этого у него есть двигатель, трансмиссия и пневматические колеса. Если добавить прицеп, то получится мини грузовичок, на котором можно возить до полутонны груза.
В зависимости от мощности двигателя, снаряженной массы и ширины обработки мотоблоки делятся на легкий, средний и тяжелый классы.
Основная задача мотоблока — обработка почвы. Он умеет пахать, разрыхлять и окучивать. Под каждую из задач на него надевается свой тип оборудования.
Но если навесить на мотоблок дополнительное оборудование, то можно расширить спектр применения — сажать и собирать корнеплоды, чистить снег, косить траву, измельчать ветки, подметать мусор или сыпучие материалы.
Напишите, что вы думаете, или поделитесь своим опытом.
Чтобы оставить комментарий, нужно зайти в личный кабинет, у журнала и Ситилинка он общий.
А есть ли у вас специалисты, хорошо знакомые с мотоблоками Huter, способные дать консультацию по купленному у вас мотоблоку с пониженной передачей? Не могу использовать пониженную передачу. Сборку блока производил по видеоинструкции от производителя. Но... Если установить шкив пониженной передачи (как в инструкции), то его плоскость существенно выступает за плоскость ведомого шкива, ремень перекашивается, да и выходит за пределы кожуха. Кстати, и диаметр ручья у этого шкива ничем не отличается от диаметра штатного шкива, уже установленного. Гадал-гадал, с бубном танцевал, но так и не придумал, как же все же получить передачу пониженную... Может, кто-то просветит?