Нужны ли права для езды на электросамокате
Ольга Любимова
Автомобиль водит больше 10 лет, а электросамокат освоила только этим летом, и сразу появились вопросы
Электросамокаты в городе превратились в полноценное транспортное средство, способное развивать скорость более 100 км/ч. За 5 месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся и электросамокаты, выросло на 35%. Но в правилах дорожного движения термина «электросамокат» до сих пор нет. А раз так, как понять, какими законами регулируется движение этого вида транспорта?
Что говорят ПДД
Электросамокатов, моноколес, гироскутеров и других современных средств передвижения в ПДД нет. Формально их можно отнести к пешеходам: согласно пункту 1.2 ПДД «к пешеходам приравниваются лица, <...> использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».
Значит, если человек передвигается на самокате — неважно, с электроприводом или нет, — то он пешеход. С другой стороны, в том же пункте ПДД прописано, что двухколесное транспортное средство с электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 250 Вт — это уже мопед. В этом случае на него нужны права категории М.
Получается, что человека, который перемещается на электросамокате с двигателем мощнее 250 Вт, можно отнести как к пешеходу, так и к водителю мопеда. В последнем случае, если у него не будет прав категории М, его теоретически можно привлечь к ответственности по ст. 12.7 КоАП РФ, а это штраф до 15 000 рублей.
Чтобы ездить на самокате с двигателем мощностью свыше 250 Вт, нужно иметь водительские права — хотя бы с самой «младшей» категорией М
Операторы кикшеринга — сервисов аренды электросамокатов — приводят такой аргумент: при искусственном ограничении скорости до 25 км/ч самокату достаточно мощности 130 Вт, то есть двигатели мощнее 250 Вт используются лишь частично. Но это лишь мнение, которое не имеет никакой юридической силы.
— Да, судебная практика изменилась. Во многих регионах России любой самокат, даже с объемом электродвигателя больше 250 Вт, не относят к мопедам, а значит, право на управление не нужно, — рассказывает автоюрист Лев Воропаев. — Но во многих — не значит во всех! Лучше исходить из правила, что если объем электродвигателя больше 250 Вт, то есть 350 Вт, то для управления подойдут права категории Б. А если водительского удостоверения нет, то необходимо получить права категории М.
— По моим данным, черта, которая определяет, пешеход вы на самокате или водитель, — мощность электродвигателя. Если до 4 кВт, то вы приравнены к пешеходам. И если вдруг вы наедете на пешехода, то нарушение будет расцениваться по аналогии с ситуацией, когда пешеход столкнулся с пешеходом. Если мощность больше 4 кВт, а скорость выше 50 км/ч, электросамокат могут считать мопедом, — объясняет автоюрист Дмитрий Славнов.
Каким правилам подчиняются райдеры на электросамокатах?
Если рассматривать людей на электросамокатах как пешеходов, им не нужны ни права, ни документы на транспорт, ни шлемы. Лихачам на тротуарах нельзя предъявить никаких претензий, кроме призыва к благоразумию. А за передвижение по автодороге среди машин им может грозить совсем небольшой штраф. Например, если райдер на самокате поедет по единственной полосе и соберет за собой хвост из машин, его оштрафуют всего на 1000 рублей в соответствии со ст. 12.30 КОАП. К такому «пешеходу» даже в нетрезвом виде можно применить максимум ст. 12.29 КОАП, которая предусматривает штраф до 1500 рублей.
Но вести себя как пешеход самокатчику тоже непросто. Например, согласно главе 4 ПДД пешеходы могут двигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам или краю проезжей части. Причем в последнем случае правила предписывают двигаться навстречу движению.
Но как быть человеку на электросамокате? У него на рулевой колонке — фара с белым светом, а сзади — красные катафоты или габаритный огонь. Если он поедет против движения, будет вводить других водителей в заблуждение. А по ходу движения — нельзя: он же пешеход.
Будут ли менять законы и правила?
В 2017 году Министерство транспорта подготовило проект поправок в ПДД, учитывающих средства индивидуальной мобильности. К ним отнесли не только электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, но и роликовые коньки со скейтбордами. Эти поправки определяли требования как к водителям этих средств, так и к самим СИМ.
Но проект так и остался проектом, зато в московских парках и зонах с плотным потоком пешеходов скорость электросамокатов кикшеринга снижается до 15 км/ч. Лимит устанавливается автоматически на основе данных геолокации, как только самокат попадает в такую зону. Датчик позиционирования установлен в каждом прокатном самокате.
В Санкт-Петербурге скорость электросамокатов сервисов аренды в местах массового скопления людей ограничена до 10 км/ч, а на некоторых центральных улицах такой транспорт вообще запрещен. На самокатах в Сочи тоже нельзя развивать скорость больше 10 км/ч, а на центральных набережных пользоваться ими нельзя.
Ограничения планируют ввести и для личных самокатов, но не совсем понятно, кто и как будет контролировать их соблюдение. Представитель Минтранса Владимир Луговенко еще год назад уверял, что средства для контроля есть, а контролем займутся участковые и ГИБДД.
При пересечении проезжей части необходимо спешиться и перейти дорогу только по зебре
Пока штрафы для владельцев самокатов не стали общей практикой. Так, в прошлом году один из нашумевших случаев — санкции в отношении мужчины, который ехал на самокате с ребенком по проезжей части со скоростью около 50 км/ч. Автоинспекторы составили протоколы по целому ряду правонарушений, в том числе за езду без шлема, нарушение правил перевозки детей, пересечение стоп-линии. Итоговая сумма штрафов составила более 30 000 рублей.
— Есть случаи, когда водителя лишали прав, если он находился в алкогольном опьянении, рассекая на электросамокате, — говорит автоюрист Дмитрий Славнов. — На электросамокаты распространяются те же штрафы, что и на пешеходов.
Какой электросамокат купить, чтобы права точно не понадобились?
Разночтения относительно статуса электросамокатов пока относятся только к моделям с двигателем мощнее 250 Вт. Соответственно, менее мощная техника никак не попадает под определение мопеда, так что на ней можно ездить и без прав. Причем это вполне достойные модели. Например, Digma HF8.5-8-ST (250 Вт) с максимальной нагрузкой до 100 кг может разгоняться до 25 км/ч и имеет автономность до 28 км — очень даже неплохие показатели.