Можно ли снять фильм на iPhone? Отвечает режиссер
9926
21.09.2021

Можно ли снять фильм на iPhone? Отвечает режиссер

На самом деле камера — это не главное. Но нюансы все равно есть

Неискушенному зрителю кажется, что снимать кино на iPhone — это модно, просто и дешево. На деле всё не совсем так. Режиссер Алена Корчагина («Трудности перехода», «Ивановы, Ивановы») рассказывает, в чем iPhone действительно хорош, а когда ни в коем случае не стоит на него надеяться. Бонус — чек-лист для тех, кто решительно настроен снять кино с помощью смартфона.

Успех зависит от людей

При слабом сценарии или плохом кастинге не имеет значения, снимать на телефон или последнюю версию камеры ARRI Alexa с дорогими объективами — зритель всё равно не оценит. Камеры — это лишь глаза зрителей, они раскрывают нашу историю.

Еще имеет значение операторская рука. Талантливый оператор снимет хорошо на что угодно, используя другие инструменты: свет, цвет и движение камеры. Так что успех фильма зависит больше от людей, чем от техники.

Когда iPhone хорош

Как дополнительная камера. Я использую iPhone в качестве второй камеры или вспомогательного инструмента во время подготовки фильма. Он выручает даже в профессиональном кино и сериалах, когда нет возможности взять вторую камеру, а нужно определенное изображение. Например, крупный план героя, говорящего по зуму. Но снимать на iPhone длинное кино имеет смысл, только если в этом заключается концепция.

Режиссер Алена Корчагина и две камеры: профессиональная (справа от нее) и камера iPhone (слева). В работе использует обе

Съемка диалогов на ноутбуке. Смартфон идеально решает техническую задачу, если надо снять разговоры по скайпу/зуму. Снимать такой разговор можно двумя способами: профессиональными камерами или через сам ноут. Но первый вариант затратный по времени, а второй с низким качеством. А iPhone все-таки пишет в хорошем качестве и разрешении, особенно последний iPhone 12. Только снимать надо на основную камеру, а не фронтальную. Делается это так: прикрепляете смартфон экраном к ноутбуку и запускаете через Apple Watch.

Дистанционный запуск. Еще одна суперфишка, полезная в кинематографе. iPhone хорошо запускается с Apple Watch даже в самой верхней точке — на длинном штативе или на осветительном виндапе. Часы добивают с 5–7 метров, а на руках появляется мини-плейбэк, так как часы показывают всё, что пишет iPhone. Например, когда сцена выстроена за углом или в тесном помещении, где нет возможности установить плейбэк.

Экономия на кастинге. iPhone — идеальное решение для экономии во время кастингов. Все пробы артистов обязательно снимаются, а потом пересматриваются лучшие кандидаты. Со смартфоном можно не брать камеру, а просто поставить его на штатив и снять всё, что нужно. К тому же, очень удобно сразу посмотреть, переслать и обсудить в чате рабочей группы в Telegram, никуда не перекачивая видео.

Что необходимо учесть при съемке на iPhone:

  • Только у серии iPhone 12 есть поддержка HDR-видео, а возможность писать 24 кадра в секунду в 4К имеется только на относительно новых моделях, до этого было 30 кадров. Если нет возможности снимать на него, стоит обсудить с постпродакшеном этот нюанс. И соответственно, исключить или минимизировать быстрое передвижение в кадре.
  • Небольшая глубина матрицы. Поэтому возможности по цветокоррекции будут сильно ограничены. Так, в снятом на iPhone сериале «Нежность» Анны Меликян сепия не только художественный ход, но и вынужденная мера.
  • Емкости аккумулятора для съемок не хватает, ведь рабочий день может длиться 12–15 часов. Надо запасаться заряженными пауэрбанками, иначе фильм будет очень-очень короткометражным.
  • Даже максимальной памяти недостаточно, чтобы уместить все дубли. Материал нужно сразу куда-то сливать, удалять из телефона и снимать снова. Это, к сожалению, занимает много времени. А на природе или не в зоне LTE облачное хранилище недоступно.
  • Постоянное фокусное расстояние. Для хорошей художественной съемки понадобится дополнительная оптика, какая — скажет оператор. Для iPhone существует много объективов, их можно купить или даже взять в аренду.
  • Движение камеры крайне важно в кино. К сожалению, все системы стабилизации для телефонов недостаточно совершенны. На большом экране идеального движения добиться трудно. Выручить может хороший оператор с руками, как станины микроскопа.
  • Звук, который пишет iPhone, недотягивает по качеству до требуемого. Но уже есть петлички, которые можно подключить к айфону. Или нужно снимать без звука, а озвучивать в студии.
  • Синхронизация звука и картинки необходима для последующего постпродакшена. Конечно, в программах можно и потом всё расставить, но это дополнительная работа, и режиссера монтажа стоит об этом предупредить заранее. Но лучше взять хлопушку — доску с информацией о текущем кадре. Ее хлопок говорит монтажеру о начале нового кадра в звуке и видео, которые записаны отдельными дорожками.

Так можно снимать кино на iPhone или это утопия?

Можно, если это концепция и вы понимаете все ограничения, с которыми столкнетесь, и как будете с ними справляться.