Погони и адреналин: как идут на Steam Deck новые и культовые игры в 2024 году
16272
02.07.2024

Погони и адреналин: как идут на Steam Deck новые и культовые игры в 2024 году

Консоль Steam Deck появилась в продаже в 2022 году. С момента выхода Valve постоянно оптимизировала систему, чтобы игры на ней работали лучше, однако и сами игры со временем становились все требовательнее.

В этом тексте я выясняю, как на базовой модели приставки идут новинки и хиты прошлого, вроде Grand Theft Auto V и Half-Life — потому что ну куда же без них?

На какой модели приставки я играл

Я использовал самую бюджетную версию консоли с IPS-дисплеем и накопителем на 64 Гб. Почти сразу оказалось, что большинство современных игр на встроенный накопитель не влезают, поэтому пришлось установить в слот microSD карту памяти Kingston Canvas Go! на 512 Гб. На нее я загрузил игры, которые не влезли на встроенный накопитель. С картой памяти проблем не возникло, все работало хорошо.

В ходе тестирования я обращал внимание на производительность и выставлял такие настройки графики из доступных, при которых игра смотрится неплохо. Требовалось получить удовлетворительную и стабильную частоту кадров (FPS), чтобы игра не тормозила, не подвисала и не шла «вязко».

Какие игры совместимы со Steam Deck

Существуют четыре категории совместимости той или иной игры со Steam Deck. Каждой из этих категорий соответствует пиктограмма, отображаемая в магазине и библиотеке.

Так на устройстве выглядит библиотека купленных в Steam игр

Галочка в зеленом кружке означает, что игра полностью совместима с портативной игровой системой: консоль может обеспечить стабильный геймплей, управление и навигация не вызывают неудобств, изображение адаптировано под широкоформатный экран с разрешением 1280 на 800 пикселей.

Буква «i» в желтом кружке означает, что можно играть, но есть нюансы, начиная от высоких системных требований, которые позволят играть с приемлемой частотой кадров только на низких настройках графики, заканчивая недостаточно хорошей адаптацией управления под геймпад. Например, по игровым меню придется перемещаться при помощи тачпада (вместо мышки). Перед началом некоторых игр придется авторизоваться в стороннем сервисе от EA или Ubisoft, используя не совсем удобную экранную клавиатуру.

Игры, которые не поддерживаются, помечаются знаком запрета серого цвета. На самом деле, иногда в них все равно можно играть, но будут некоторые ограничения, например, неработающий мультиплеер. Так, в игре Watch_Dogs 2, которая имеет третью категорию совместимости, не работают многопользовательские элементы при свободной езде по городу, но сама игра запускается и неплохо бегает. С управлением тоже проблем нет. Так что если игра уже лежит в вашей библиотеке, есть вероятность, что ограничения окажутся не столь критичными.

Игра Far Cry 5 официально не поддерживается Steam Deck, однако я все равно смог запустить ее на консоли

Вопросительный знак в сером кружке означает, что данная игра просто не была протестирована Valve и ей не успели присвоить тот или иной статус.

Тестирую свежие игры

В моей библиотеке Steam на момент написания данного текста было 182 игры. Из них в разделе меню с пометкой «Отлично на Steam Deck», куда попадают только полностью совместимые игры, оказалось всего 37 штук. Однако я пробовал устанавливать и игры других категорий, включая те, которые помечены как неподдерживаемые и без присвоенного рейтинга.

Начинаю со свежих игр, которые вышли недавно — в 2023–2024 годах.

The Finals (2023)

На высоких, но не самых максимальных настройках графики игра работает в 45 FPS. Вполне разумный баланс между быстродействием и картинкой!

The Finals — вышедший в конце прошлого года нашумевший мультиплеерный шутер с необычной визуальной стилистикой карт. Сразу после запуска игра выдала мне окно с сообщением о том, что видеокарта не соответствует минимальным рекомендуемым требованиям, но все равно запустилась. Как оказалось, играть вполне можно: при выставленном параметре Static глобального освещения Nvidia RTX и прочих параметрах графики, выставленных на значение Epic, игра выдавала 30–35 FPS. При High показатель вырос до 45 FPS, а на Medium — до эталонных 50–60 FPS.

Арены в The Finals совмещают реалистичное окружение с явными декорациями

Поколдовав с настройками, играть в The Finals можно, благо шутер неплохо адаптирован под игру с геймпада.

Resident Evil 4 (2023)

На максимальных настройках графики железо Steam Deck едва выжимает 30 FPS — и то нестабильно

Оригинальный Resident Evil 4 в свое время стал знаковой игрой, буквально перезагрузившей серию сурвайвал-хорроров Resident Evil, а также оказавшей влияние на поджанр шутеров от третьего лица в целом, окончательно утвердив моду на камеру «из-за плеча» при стрельбе. Вышедший в прошлом году ремейк также не разочаровал фанатов.

В настройках доступно много параметров, которые можно выставить вручную, либо выбрать одну из предустановок

Resident Evil 4 версии 2023 года заметно нагрузил железо консоли и при активации в меню настроек профиля «качество графики» выдал около 20 FPS. При выборе профиля «Баланс» частота кадров увеличилась до 25–35 FPS, а вот профиль «Быстродействие» позволил сыграть уже при 50 FPS.

Counter-Strike 2 (2023)

Значки в главном меню очень мелкие, а навигация между пунктами не адаптирована под геймпад

Играть на стиках, даже очень хороших, в этот популярный соревновательный онлайн-шутер от Valve — занятие весьма сомнительное. Но было интересно проверить, как новая версия CS будет себя чувствовать на железе Steam Deck. При предустановке настройки графики «Очень высокая» на карте Dust II получилось 25–45 FPS, а при рекомендованной для данной системы предустановке «Высокая» игра идет уже пошустрее, выдавая 40–55 FPS.

Практически нереально играть результативно на аналоговых стиках, да еще и с невысоким FPS

Для игры в CS 2 на профессиональном уровне консоль не подойдет — особенно против бывалых ПК-игроков, вооруженных клавиатурами и мышками. Но если докупить док-станцию и подключить к Steam Deck мышку, клавиатуру и монитор, то скоротать вечер за набиванием фрагов вполне реально.

Supplice (2023)

Несмотря на архаичный движок, игра хорошо адаптирована под Steam Deck

Шутер от первого лица в модной ретро-стилистике. В плане совместимости со Steam Deck тут все без проблем — как в плане адаптации управления под геймпад, так и в плане графики и производительности.

Mullet Mad Jack (2024)

С управлением и быстродействием тут полный порядок — ретровейв-безумие отлично смотрится на портативной системе

Если Supplice пытается аутентично имитировать визуальный стиль и геймплей 2,5D шутеров середины 1990-х годов, то вышедший недавно Mullet Mad Jack пошел гораздо дальше и уже явно эксплуатирует ретровейв-стилистику в концентрированном виде. Этакая пародия на пародию. Это сложно описать текстом, лучше просто один раз увидеть. А лучше — сыграть. Игра отлично смотрится на относительно небольшом экране, она адаптирована под геймпад и шустро идет в 60 FPS, будучи не особо требовательной в техническом плане.

War Thunder (вышла в 2013 году, но получает обновления до сих пор)

Даже на максимальных настройках игра выдает стабильные 60 FPS, что особенно важно при выполнении фигур высшего пилотажа

Актуальная на 2024 год версия 2.370.30 популярного многопользовательского симулятора боев сразу после запуска рекомендует применить следующие настройки: максимальные — для лучшей графики, минимальные — для наиболее высокого FPS и средние — для получения 60 FPS (при том, что больше дисплей приставки и не сможет отобразить). Ради эксперимента выбрал максимальные настройки, но это не помешало игре работать на стабильных 60 FPS.

Еще больше интересного и полезного в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Пробую игры постарше

После новинок я продолжил исследовать библиотеку Steam и протестировал несколько игр, которые вышли относительно недавно — в 2018–2020 годах.

Resident Evil 3 (2020)

Игра выдаёт вполне приемлемые FPS даже при высоких настройках графики

На максимальных предустановках графики игра выдает 40–50 FPS, при предустановках с приоритетом на качество графики — 45–55 FPS. При выборе сбалансированного профиля удается достичь 50–60 FPS, что делает игру максимально комфортной, особенно с учетом удобного управления, заточенного под геймпад.

Ion Fury (2019)

Несмотря на использование древнего движка середины 90-х годов прошлого века, Ion Fury отлично подружилась с консолью 2022 года

Наверно, самый известный шутер, выполненный в ретро-стиле на движке BUILD, на котором работал еще оригинальный Duke Nukem 3D, выпущенный в 1996 году. Несмотря на возраст, местная модификация движка неплохо дружит с современным железом и геймпадами, да и с запуском игры на Steam Deck проблем не возникло.

Far Cry 5 (2018)

В игре имеется встроенный бенчмарк

Far Cry 5 официально не поддерживается Steam Deck, однако эта игра была в моей библиотеке, и я решил попробовать ее запустить. При максимальных предустановках качества графики встроенный бенчмарк выдал 32–45 FPS, при высоких значениях — 36–49 FPS, при средних — 39–51 FPS, при низких — 43–55 FPS.

Результаты тестирования на максимальных настройках графики

Реально во время игрового процесса удалось получить примерно 20–35 FPS на максималках, уже вполне играбельные 40–45 FPS на высоких, 45–50 FPS — на средних и более стабильные 50 FPS — на низких. Правда, не стоит забывать, что игра официально не поддерживается, следовательно, проблемы могут возникнуть в любой момент, например, после обновления игры или системы консоли.

Hitman 2 (2018)

Игра хорошо адаптирована под геймпад Xbox, так что проблем с управлением на Steam Deck не возникнет

Эта игра входит в число тех, что полностью поддерживаются на Steam Deck. На самых высоких настройках, включая «Ультра», игра выдает до 60 FPS — правда, с просадками до 40 FPS, если в кадре оказывается много объектов.

Играю в старые хиты

Здесь мне особенно пригодилась карта памяти на 512 Гб, когда на консоли стремительно закончилось место и потребовалась память для любимых хитов — Grand Theft Auto V, DOOM и других.

Grand Theft Auto IV (версия для ПК — 2008)

Так выглядит картинка на высоких настройках графики

На самых высоких настройках графики с максимальной дистанцией прорисовки и плотностью трафика игра выдает около 30 FPS, что является минимальной частотой кадров, при которой играть все еще относительно комфортно. Если использовать настройку автоконфигурации графики, то большая часть настроек выставляется на средние значения.

Эта же сцена, но уже на средних настройках: имеем стабильные 60 FPS, не сильно потеряв в качестве картинки

На средних значениях картинка останется приятной, особенно на относительно небольшом экране, зато FPS поднимется до эталонных 60 кадров в секунду. Можно потратить некоторое время на ручной подбор параметров, чтобы попытаться получить лучшее соотношение быстродействия и качества графики в игре.

Grand Theft Auto V (версия для ПК — 2015)

Игра вполне неплохо идет на консоли, выдавая на средних настройках картинку уровня Xbox One при эталонных 60 FPS

На Steam Deck в режиме DirectX 11 с максимальными настройками графики (параметры выставлены на «очень высокие» и «наивысшие» везде, где это возможно) при поездках по Лос-Сантосу игра выдает 20–30 FPS. Если же ограничиться просто «высокими» установками — то 25–30 FPS. На стандартных настройках и при отключении сглаживания и вертикальной синхронизации удалось получить уже стабильные 60 FPS.

Выставлять все настройки по максимуму не стоит — иначе рискуете получить 25 FPS, которые превратят любую погоню в ад

Экспериментируя далее, я, не включая сглаживание и прочие субъективно не очень нужные, но ресурсоемкие опции, поднял значения до высоких и получил 50–60 FPS при весьма приятной картинке. Если нет желания самому возиться с подбором параметров, можно довериться автоматическому выбору настроек по умолчанию. Это даст стабильные 60 FPS при параметрах, выставленных в основном на стандартные и иногда на высокие значения, с отключенным сглаживанием и дополнительными эффектами.

Mirror’s Edge (версия для ПК — 2009)

Несмотря на 15-летний возраст, игра отлично смотрится и играется

Давно мечтал сыграть в этот великолепный паркур-экшен на какой-нибудь портативной платформе, так как по-хорошему простой геймплей и незатянутость уровней к этому располагают располагают. На самых высоких настройках графики игра стабильно выдает 60 FPS, а управление, изначально адаптированное под геймпады Xbox 360, отлично работает и тут.

DOOM (2016)

Стабильные 50 FPS на высоких настройках графики в экшеновых сценах при использовании рендера Vulkan API — отличный результат!

Перезапуск серии Doom попал в список полностью совместимых с Steam Deck игр, однако для его установки на мою версию консоли с 64 Гб встроенной памяти, из которых пользователю доступны в лучшем случае всего 46 Гб, пришлось использовать более емкую карту памяти microSD.

Сначала игра была запущена в режиме OpenGL 4.5 и шла достаточно туго, при ультранастройках графики выдавая местами всего 15–20 FPS, а при просто высоких настройках — в среднем 40 FPS с просадками до 25 FPS в экшен-сценах. Переключив рендер на Vulkan API, удалось получить уже стабильные 50–60 FPS и на высоких, и на ультра-настройках!

Watch_Dogs 2 (2016)

Назойливые предупреждения в правой части экрана Watch_Dogs 2 убрать так и не удалось

Эта игра официально не поддерживается, что не мешает ей неплохо идти на Steam Deck. Разработчики предупреждают, что из-за невозможности установки и запуска используемой игрой античитерской системы будут недоступны интегрированные компоненты сетевой игры. Плюс ко всему много места в правой части экрана закрывают предупреждения о том, что процессор и видеокарта не соответствуют минимальной конфигурации — убрать эти назойливые таблички у меня так и не получилось.

Средние настройки графики — разумный компромисс. Имеем все еще красивую картинку и уже вполне адекватно стабильные 40 кадров в секунду

При всем при этом игра выдает 20–25 FPS во время быстрой езды по городу при выставленных на «ультра» настройках графики, при просто высоких — комфортные 30–35 FPS, при средних — около 40 FPS.

Just Cause 3 (2015)

Играть в Just Cause 3 на Steam Deck — сплошное удовольствие!

В этой игре помимо сюжетных миссий просто хочется наслаждаться разносом вдребезги очередной базы местного диктатора и релаксировать от местных видов, ловко переключаясь между перемещением по воздуху с помощью крюка, парашюта и вингсьюта.

Игра отлично адаптирована под геймпад (даже на компьютере я играю в нее практически всегда при помощи контроллера от Xbox) и на «очень высоких» настройках графики выдает 40–60 FPS, а на просто «высоких» — 50–60 FPS, что не может не радовать.

Серия Half-Life (1998–2007)

Самая известная игра Valve получила все нужные обновления для того, чтобы работать на их фирменной игровой системе

Интересно было узнать, как на портативной системе от Valve идут игры культовой серии Half-Life, разработанные самой компанией. Half-Life (25 Anniversary Update), получившая глобальное обновление с кучей мелких правок в честь своего 25-летия, полностью поддерживается Steam Deck. Управление в игре и в меню было адаптировано под геймпад, а элементы интерфейса оптимизированы под широкоформатные экраны.

В Opposing Force сыграть тоже можно, но с чуть меньшим комфортом. Мало заметные элементы интерфейса сложно разглядеть на небольшом экране Steam Deck

В отличие от получившей глобальное обновление оригинальной Half-Life, ее дополнения Opposing Force и Blue Shift все еще работают на базе необновленной версии HL, и им не был присвоен высший рейтинг совместимости со Steam Deck. Играть, в принципе, можно, и управление с геймпада они также поддерживают, но навигация по меню будет не такой удобной — при помощи правого стика или расположенного под ним тачпада и правого бампера, либо нажатиями на сенсорный дисплей. К тому же пункты меню и элементы интерфейса HUD будут выглядеть мелковато.

Half-Life 2 и эпизоды получили полную поддержку Steam Deck, включая специально адаптированный интерфейс меню. С производительностью, само собой, также нет никаких проблем.

Dishonored (2012)

Dishonored изначально адаптировался под кроссплатформу и управление с геймпада, включая удобную навигацию по игровым меню

Игра, как и Half-Life 2, работает на движке Source, стабильно выдает 60 FPS на самых высоких настройках графики, ведь внутриигровые меню, как и управление в целом, изначально затачивалось под геймпад от Xbox. Так что играть в нее на Steam Deck одно удовольствие.

Игры, с которыми возникли проблемы

Far Cry 3 (2012). При запуске игры возникли трудности в виде необходимости залогиниться в Ubisoft Connect. Это не совсем удобно делать с экранной клавиатуры, которую приходится убирать и вызывать сочетанием кнопок Steam+X, потому что она перекрывает одно из полей ввода логина и пароля в достаточно плохо адаптированном интерфейсе авторизации. Кроме того, в силу непонятной ошибки, логин и пароль в Far Cry 3 пришлось вводить каждый раз при запуске игры!

При этом работает Far Cry 3 отлично: при самых максимальных настройках графики в среднем я получил 55 FPS без фризов даже во время боев с большим количеством спецэффектов, а в более спокойных сценах — эталонные для данного экрана 60 FPS. При быстрой езде на автомобилях частота кадров в секунду могла проседать до 40 FPS, но обычно не ниже, так что играть все равно было комфортно. На каких еще портативных платформах доступно что-то подобное?

Mirror’s Edge: Catalyst (2016). После оригинального Mirror’s Edge было бы логичным попробовать и его перезапуск, но данную игру просто не удалось запустить из-за ошибки авторизации в игровом сервисе EA, к которому она привязана, даже будучи купленной в Steam.

PUBG (2017). Данный сугубо мультиплеерный проект не поддерживается Steam Deck из-за невозможности работы античитерского ПО.

Что в итоге?

Несмотря на некоторые описанные выше нюансы, я получил достаточно хорошие впечатления от Steam Deck. Я протестировал более двух десятков игр, из которых менее трети имели статус, подтверждающий полную совместимость с платформой. Несмотря на это, большинство игр можно было запустить и вполне комфортно в них играть. Реальные проблемы с запуском возникли только с тремя проектами.

Что понравилось:

  • Несмотря на внушительные размеры консоль хорошо лежит в руках взрослого человека. Элементы управления удобные. Отдельно хочется отметить аналоговые стики с плавным ходом и хорошей чувствительностью. Как по мне, даже в шутерах от первого лица использовать их удобней, чем дублирующие их тачпады, так как при помощи последних направление взгляда перемещается несколько более резко — как бы небольшими рывками.
  • Базовой версии Steam Deck (IPS-матрица, диагональ 7”, частота обновления 60 Гц, максимальная яркость 400 нит) вполне хватает для комфортной игры даже на улице в солнечную погоду. Цвета сочные, а разрешения 1280x800 достаточно, чтобы картинка на сравнительно небольшом экране была четкой.
  • Порадовало, что Steam Deck использует ту же библиотеку игр, что и мой стационарный ПК, то есть не нужно отдельно тратится на игры для консоли (в отличие от Nintendo Switch). А еще на Steam Deck можно установить даже сторонние игровые магазины — например, Epic Games Store.
  • Почти полноценный Linux на борту. Операционная система SteamOS 3.0, на которой функционирует консоль, достаточно проста, и имеет ряд удобных встроенных функций. Так, можно вручную ограничить производительность системы, чтобы увеличить время автономной работы и снизить нагрев и шум от вентилятора. А любители цифр могут выводить данные об использовании ресурсов системы, количестве кадров в секунду и так далее в детализированном виде — начиная от простого счетчика FPS в левом верхнем углу до подробных значений загруженности каждого ядра CPU и графиков.
  • С точки зрения доступности игр для российского пользователя Steam Deck однозначно выигрывает у Nintendo Switch за счет более низких региональных цен. Так, тот же Streets of Rage 4 обойдется в 880 рублей вместо $25 (около 2200 рублей по текущему курсу), Huntdown — в 710 рублей вместо $20 (около 1760 рублей), Ghostrunner — в 1500 рублей вместо $30 (около 2640 рублей), которые за него просит Nintendo.

Что не понравилось:

  • Небольшое времени автономной работы при запуске ресурсоемких игр — около двух часов. В метро в Steam Deck играть затруднительно, да и просто на всякий случай с собой не потаскаешь — вместе с фирменным комплектным футляром она займет практически весь объем большой сумки или небольшого рюкзака.
  • Некоторые игры при запуске требуют интернет, потому что они изначально адаптированы для работы на подключенном к сети стационарном ПК. Поэтому, скачав новую игру «на дорожку», стоит сразу попробовать запустить ее, чтобы догрузились все необходимые компоненты и драйверы.
  • Необходимость докачивать дополнительные компоненты, логиниться в сторонних сервисах при запуске связанных с ними игр, плохая совместимость и так далее — издержки того, что платформа Steam создавалась уже под существующие игры, а не наоборот.
  • Объем встроенного накопителя 64 Гб на приставке непростительно мал — треть его займет операционная система, а также докачиваемые вместе с играми программные компоненты, драйверы, клиенты игровых сервисов. Совет — используйте слот для microSD, покупайте комплектом карту памяти на 256–512 Гб и ставьте игры непосредственно на нее или изначально покупайте консоль с более емким встроенным накопителем.