Можно ли ставить легковые шины на кроссовер, если размер совпадает
Павел Ким
В прошлом автомобильный журналист, который неоднократно тестировал шины на полигоне White Hell
Подбирая автомобильные шины, помимо сезонности и размера надо учитывать и тип авто, для которого они предназначены. Для внедорожников и кроссоверов надо покупать SUV-шины, то есть предназначенные для автомобилей категории Sport Utility Vehicle (это и есть кроссоверы с внедорожниками). Для седанов, хэтчбеков и универсалов — легковые шины, а для фургонов, микроавтобусов и грузовичков — коммерческие. Путаница может возникнуть из-за того, что в одном и том же размере производители выпускают и легковые, и кроссоверные, и коммерческие шины. Если не знать нюансы, можно купить не те покрышки — размер-то у них одинаковый.
Так ли страшно перепутать тип шин?
На самом деле нет. Бензобак не взорвется, и с двигателем ничего не случится, но опасность всё же существует.
На что посмотреть при выборе шин
Для наглядности разберем ситуацию на примере конкретных зимних шин популярного размера 215/65 R16. Они могут быть:
- легковые — Goodyear Ultra Grip Performance +,
- кроссоверные — Nokian Nordman RS2 SUV,
- коммерческие, то есть предназначенные для легких грузовых автомобилей типа ГАЗель — Continental Vancontact Ice.
Если у вас кроссовер и вы поставили легковые шины
Будьте готовы к тому, что их легче повредить на бездорожье или при попадании в яму с острыми краями. Легковые шины не рассчитаны на суровую эксплуатацию вне дорог, в них нет дополнительных нитей корда и толстых боковин. А еще они не предназначены для тяжелых автомобилей. Так, одна покрышка Goodyear Ultra Grip Performance+ выдерживает 750 кг (индекс нагрузки 98), то есть комплект рассчитан на автомобиль полной массой не больше 3 000 кг. Конечно, тяжелых внедорожников и кроссоверов с такими небольшими колесами не так много, но всё же они есть.
Если вы купили коммерческие шины Continental Vancontact Ice, о весе автомобиля можно не беспокоиться: индекс нагрузки шины 109/107. То есть одно колесо выдерживает 1030 кг (число 109 в индексе), а комплект — 4 120 кг.
Второе число в индексе 107 указывает на максимальную нагрузку при двойной ошиновке, как на задней оси ГАЗели. Но возникает другая проблема: коммерческие шины рассчитаны на максимальную грузоподъемность и как можно больший километраж, а сцепление с дорогой или сопротивление аквапланированию у них не в приоритете. То есть на скользкой зимней дороге тормозной путь на таких шинах будет длиннее — возможно, на 1–2 метра, а может, на все 10.
У вас легковое авто и вы купили шины для кроссовера
Это не так страшно, но вы скорее всего переплатите — SUV-шины дороже легковых, поскольку у них усиленная конструкция. И они тяжелее, опять же из-за прочности, то есть в теории будет быстрее изнашиваться подвеска, а управляемость снизится из-за возросших неподрессоренных масс. Но это в теории, на практике же износ подвески зависит от стиля вождения, а разницу в управляемости и комфорте обычный водитель может не заметить.
Если поставить на легковушку коммерческие шины, проблемой может стать максимальная скорость. У коммерческих шин Continental Vancontact Ice индекс скорости R, то есть они рассчитаны на езду со скоростью не выше 170 км/ч. Это больше, чем разрешенный порог в России даже на автомагистралях, но современные легковые авто легко разгоняются до 200 км/ч и выше. Если сделать это на коммерческих шинах, они начнут перегреваться и очень быстро разрушаться. В какой-то момент это может привести к их повреждению и аварии. Плюс та же сложность, с которой может встретиться владелец кроссовера: низкое сцепление с дорогой.
А если у вас фургон или грузовичок?
И с легковыми, и с кроссоверными шинами проблема одна — они не рассчитаны на постоянную эксплуатацию с нагрузкой. Выбор зимних шин для комтранса заметно меньше, а цены на них выше. Но покупать легковые шины из экономии не стоит. Они не рассчитаны на езду с большой нагрузкой, поэтому износятся раньше, и такая экономия может привести к аварии.
Как не перепутать шины
Что посмотреть на самой шине
Изучить название и маркировку. Если на легковых шинах нет дополнительных обозначений, то на внедорожных и коммерческих он есть. Кроссоверную сущность Nokian Nordman RS2 SUV выдает аббревиатура SUV в названии. Часто встречаются обозначения Cross, SUV, 4х4, Mud и их вариации. В названии шин для коммерческих автомобилей можно найти слова, указывающие на перевозку грузов: Business, Cargo или Van, как в нашем примере с шинами Continental Vancontact Ice. А еще маркировка коммерческих шин может содержать в конце дополнительные буквы C (коммерческий транспорт с повышенной грузоподъемностью) или LT (Light Truck, то есть легкий грузовик).
Найти информацию о шине на сайте производителя. Так, на сайте компании Nokian модель Nordman RS2 SUV однозначно позиционируется как шина для автомобилей класса SUV. А Continental Vancontact Ice производитель рекомендует для минивэнов.
Изучить саму покрышку, если название ни о чем не говорит, а зайти на сайт производителя возможности нет. У внедорожных шин виден глубокий рисунок протектора и развитые грунтозацепы на боковинах. Такого на легковых шинах не встретишь. Дизайн шины для коммерческого транспорта самый незатейливый — водоотводящие канавки или асимметричный рисунок протектора вы не встретите.
Запомнить
Если внезапно заметили, что на вашем авто стоят не подходящие по типу шины, паниковать не надо — ездить можно. Владельцам кроссоверов и коммерческой техники стоит проверить их индекс нагрузки и не перегружать машину сверх меры. Владельцам легковых автомобилей — посмотреть на индекс скорости и не превышать его.
Перед покупкой надо изучить информацию не только о размере и сезонности шин, но и убедиться, что она соответствует вашему типу авто.
Даст ли другой тип шин какие-то преимущества? Например, станет ли легковой автомобиль проходимее на внедорожных шинах? Далеко не факт. Чтобы внедорожные шины реализовали свой потенциал, они должны касаться поверхности. А легковушка или упрется бампером, или вывесит над землей одно из колес из-за короткоходной подвески. Экономия сомнительная.