Какой транспорт быстрее и удобнее в городе летом
12573
13.07.2022

Какой транспорт быстрее и удобнее в городе летом

Едем из спального района Москвы в центр города на велосипеде, электросамокате и метро: кто быстрее?

Устроили гонку между велосипедом, электросамокатом и общественным транспортом по Москве, чтобы выяснить, что удобнее. Но — никакого риска. Все участники должны были передвигаться по городу так, словно едут на важную встречу. Задача — прибыть вовремя, не вспотев и не испачкавшись.

Кто едет

Максимальная нагрузка Ninebot KickScooter Max G30 — 100 кг, для Ани он с большим запасом

Аня, вид транспорта: самокат.

Аня — редкий пример аккуратного самокатчика, она изредка пользуется кикшерингом, чтобы покататься в удовольствие или добраться на электросамокате в офис.

Для безопасности во время эксперимента Аня решила передвигаться только по тротуарам и всегда в экономичном режиме, который не позволяет разогнаться быстрее 16 км/ч.

На руле не помешали бы крепление для смартфона и держатель для фляжки — когда висит на ремешке, во время движения она болтается

Добиралась до пункта назначения на Ninebot KickScooter Max G30. Это одна из топовых моделей бренда в России. Главная фишка — батарея с внушительной емкостью 15 300 мАч, которой должно хватать на 65 км пробега. А еще у этого самоката 10-дюймовые колеса с пневматическими шинами, три скоростных режима и настраиваемая степень рекуперативного торможения. Рекуперация — это зарядка аккумулятора на торможении, когда электромотор работает как генератор. Из очевидных минусов — самокат тяжелый: весит целых 19,1 кг.

BearBike Lissabon — модель унисекс, благодаря заниженной верхней трубе рамы

Вася, вид транспорта: велосипед

Вася — опытный велосипедист. В городе предельно аккуратен, спешивается на «зебрах», ездит в шлеме. Надевал его и во время поездки по городу.

Для эксперимента выбрал не скоростной шоссейник, а комфортный городской велосипед BearBike Lissabon — это классическая унисекс-модель в ретростиле. У Васи модель 2019 года. В отличие от модели 2021 года у нее кассета на семь передач, другие изгиб рамы, форма седла и покрышки и нет фонаря для езды в темноте.

Если Аня и Вася расплачивались за проезд калориями, то с Паши каждый раз списывали 46 рублей

Паша, вид транспорта: метро.

Паша хоть и велосипедист, но очень ценит безопасность и комфорт, поэтому в городе передвигается на общественном транспорте, преимущественно на метро. Дал слово быть внимательным при сходе с эскалатора в метро и обязался не прислоняться к дверям вагона.

Куда едем

Для чистоты эксперимента мы разбили заезд на две части: длинную первую из спального района и короткую вторую — по центру города. Представили, будто утром добираемся на работу из Ростокино на севере Москвы в редакцию на Цветном бульваре, а вечером едем на встречу с друзьями с Цветного бульвара в Центр современного искусства «Винзавод». Хотя эксперимент проходил в субботу, и нужно сделать скидку на выходной день, в будни ситуация на дорогах может быть немного другой.

Маршрут подбирали так, чтобы расчетное время в пути на велосипеде и общественном транспорте совпадало. Сверялись по приложению 2ГИС.

Первая часть маршрута

Ростокинский акведук — фонтан «Старый цирк».

Расчетное время:

  • общественный транспорт — 41 минута, из них 33 минуты пешком,
  • велосипед (для самоката тоже актуально, хотя приложение отдельный маршрут для него не показывает) — 35–44 минуты, 8,2–8,8 км с набором высоты 57–108 м

Маршрут прокладывали в приложении 2GIS, ориентировались на рекомендации для общественного транспорта (слева) и для велосипеда (в центре и справа)

Стартовали с середины Ростокинского акведука в субботу, в 11:00. Аня на самокате сразу укатила вперед, Вася на велосипеде прикинул оптимальный маршрут и стартовал следом, а Паша тяжело вздохнул, когда понял, что ближайшее метро — это ВДНХ в полутора километрах. Вариант с автобусом был на 10 минут дольше, и тоже пришлось бы идти не меньше километра.

Выбираем наиболее безопасные и приятные маршруты по спокойным улицам

Казалось, что условия благоволят двухколесному транспорту: улицы в субботу не загружены, а на проспекте Мира везде широкие тротуары. И действительно, первым в сквер у метро «Цветной бульвар» приехал Вася, Паша прибыл спустя 3 минуты, нагуляв при этом 3 200 шагов. Аню с самокатом пришлось ждать еще минут 20.

Итоги заезда

Отметили, что Вася прибыл с мокрой спиной, хотя ехал спокойно. Всё из-за рюкзака! Если едешь с ним на велосипеде, футболка с большой вероятностью промокнет от пота. Аня на самокате столкнулась с другими проблемами: тяжелый самокат пришлось таскать по лестницам на переходах и эстакадах, и так как у него нет подвески, ее всю дорогу трясло. У Паши жалоб не было, из потерь — только 46 рублей за проезд. Температура в день эксперимента была комфортной — около 20 градусов утром и до 24 днем.

Тяжелый городской велосипед располагает к спокойному перемещению без спешки

Вторая часть маршрута

Офис редакции, Цветной бульвар, 7, стр. 11 — Винзавод, 4-й Сыромятнический переулок, ⅛, стр. 9.

Расчетное время:

  • общественный транспорт — 22 минуты, из них пешком 16 минут,
  • велосипед — 20–24 минуты, 4,6–4,8 км с набором высоты 40–54 м.

Для двухколесного транспорта навигатор всегда предлагает два варианта: кратчайший (в центре) и безопасный (справа)

Перед стартом второго этапа вместе обсудили конечную точку путешествия, и каждый отправился своей дорогой. Васю не пугали крутые подъемы, поэтому c Цветного бульвара к Винзаводу он поехал через Бульварное кольцо. Аня не очень хорошо знала этот район и, чтобы постоянно не доставать из кармана телефон, выбрала знакомый ей маршрут через Садовое кольцо. Паша опять пошел к метро — оно и в этот раз оказалось самым быстрым вариантом добраться до места на общественном транспорте.

На Винзаводе ситуация повторилась. Вася приехал первым и уже успел пристегнуть велосипед к забору, когда Паша только появился в воротах. Кстати, рюкзак, из-за которого намокла спина, нужен, в числе прочего, для перевозки велосипедного замка. Васин замок можно возить только в рюкзаке, хотя есть и такие, которые крепятся на раму. Еще в рюкзаке у него лежит ремкомплект для шин и небольшой насос на случай прокола колеса.

Аня на территорию бывшего пивоваренного завода заехала с улыбкой снова только спустя 20 минут. Но в этот раз эмоций было больше. Вася с Аней жаловались на подъемы в центре и непредсказуемые переходы. Маленькое количество передач (всего 7) на велосипеде BearBike заставило пострадать Васю на подъеме по Рождественскому бульвару от Трубной площади. Ане же не хватало мощности в экономичном режиме, и приходилось либо заезжать на горки с черепашьей скоростью, либо вовсе идти рядом с самокатом.

Главный враг самокатчиков — лестницы без пандусов, особенно когда ты девушка, а электросамокат весит под 20 кг

Эстакад в этот раз не было, но перед каждым бордюром Ане приходилось спешиваться и аккуратно поднимать или спускать почти 20-килограммовый самокат. Так себе удовольствие. На мощенных плиткой улицах отсутствие подвески Аня прочувствовала телом — каждая неровность буквально била по рукам. Но обиднее всего было потратить больше 40 минут на 5 километров пути. После этого опыта Аня сделала вывод, что редкие поездки на арендуемом самокате до офиса не то же самое, что регулярные передвижения на собственном по городу. А если уж ездить на самокате регулярно, то только на модели с подвеской.

Итоги второй части заезда

Что мы поняли

Велосипед хорош на коротких расстояниях. Велосипед оба раза был быстрее всех, то есть на дистанциях до 10 км он эффективнее. Он способен развивать большую (30 км/ч и выше) скорость на спусках, проезжать бордюры и ямы. Крутить педали в течение 30–40 минут по силам любому здоровому человеку.

Для двухколесного транспорта нужны физическая форма и навыки. Велосипедисту они понадобятся, чтобы не спешиваясь заезжать на бордюры и спускаться с них. Электросамокат не менее требователен. Он оказался тяжелее велосипеда, и его чаще приходится поднимать и тащить на себе — маленькие колеса не всегда позволяют перекатывать его через препятствия.

На электросамокате велика вероятность упасть. Легкость разгона создает иллюзию, что проходить повороты и тормозить так же просто. Увы, это не так. Хорошо, что Аня следовала принципу: «Чтобы куда-то приехать быстро, надо в первую очередь приехать целым». Да, она могла ускориться в спорт-режиме, но риск того не стоил.

На ровном асфальте, когда рядом нет пешеходов, ездить на электросамокате — сплошное удовольствие. Но не на узких мощеных тротуарах с толпами людей

Общественный транспорт в Москве всё же очень эффективен. Паше не повезло, и ему приходилось добираться пешком до станции метро. Будь она ближе к месту старта или окажись под рукой автобус до метро, расклад в таблице с результатами мог быть другим. И если бы маршрут был не 8–9 км, а 15–17 км, то на метро точно было бы быстрее.

Собственный самокат — это скорее удовольствие. После эксперимента каждый участник с удовольствием покатался на электросамокате по территории Винзавода и окрестностям. Да и сам самокат проявил себя молодцом.

Его пробег за день составил 18,3 км, аккумулятор сохранил 68% заряда, которого хватило бы еще на 44,2 км. То есть зарядки хватило прокатиться всем желающим, а потом еще можно было бы вернуться в Ростокино. Запас хода, как обещала инструкция, превышает 60 км, правда, в экономичном режиме.

Электросамокат хорош на короткой дистанции. Например, для поездок на 2–3 км и в идеале по велодорожкам или широким асфальтированным тротуарам в безбарьерной среде. Хорошо, если дома и в офисе есть лифт, а на всех встречающихся по пути лестницах — пологие эстакады.

Велосипед — это транспорт + тренажер. Действительно хороший вариант, если вы в хорошей физической форме или хотите получать регулярную нагрузку. Если при этом часть дороги до работы проходит через парк или аллею, а в офисе есть место для хранения, точно стоит попробовать.

Мнения участников эксперимента

Пандусы на лестницах не панацея. Одни слишком крутые, и всё равно приходится поднимать самокат на руки, на других он садится на брюхо или цепляется подножкой

Аня: продолжит аккуратно кататься на самокате, но только для развлечения. По Москве я обычно перемещаюсь на общественном транспорте и хожу пешком, если маршрут не занимает больше 20 минут. Мне казалось, что передвигаться на самокате просто. Но эксперимент показал, что это не так, особенно если едешь на непривычной модели и по незнакомому району. К особенностям самоката надо привыкнуть, а без держателя для телефона на руле приходится останавливаться, чтобы посмотреть маршрут. А еще нужно постоянно следить за дорогой — это минус, если после работы хочешь отдохнуть и во время поездки отвлечься на беседу с попутчиком.

Пока ограничусь кикшерингом и ездить буду по ровной велодорожке, чтобы не мешать пешеходам. А для поездок по городу буду выбирать общественный транспорт или такси.

На мой взгляд, электросамокат подойдет тем, кому ежедневно приходится преодолевать несколько километров от метро до дома или до работы и не хочется тратить драгоценную энергию.

В спальных районах получалось спокойно ехать по краю проезжей части. Правда, это было в выходной день

Вася стал реже пополнять «Тройку» и всё лето крутит педали. На лето я переехал в Подмосковье, чтобы чаще бывать на природе. Редкие поездки до Москвы я чаще всего совершаю на машине, а если нужно добраться до центра, оставляю транспорт на бесплатной парковке и пересаживаюсь на метро или автобус. На велосипеде я чаще катаюсь рядом с домом в небольшом городе в Московской области и регулярно тренируюсь на велостанке.

Перед экспериментом мы договорились двигаться в комфортном темпе. И хотя мой 15-килограммовый велосипед ездит в целом небыстро, даже на нем я случайно разогнался до 42 км/ч. Правда, ехал с горки. Средняя скорость в обоих заездах была около 15 км/ч. Этого хватило, чтобы дважды приехать первым.

Часть маршрута от ВДНХ до метро Рижская меня приятно удивила: в дополнение к широким тротуарам на проспекте Мира появился дублер, по которому не так страшно ехать на велосипеде, если не хочется мешать пешеходам. Но всё же двигаться на велосипеде за пределами Садового кольца пока кажется не очень безопасным. Внутри — другое дело: настоящее раздолье, особенно когда выезжаешь на велодорожку.

Мне кажется, что сейчас велосипед может стать полноценной альтернативой общественному транспорту внутри Садового. А вот ездить в офис на велосипеде на регулярной основе из спальных районов я бы не рекомендовал: придется возить рюкзак с собой со сменной одеждой, а если в офисе нет душа, после 40-минутной поездки работать будет некомфортно.

В первой части эксперимента Паша прошел 3 200 шагов, во второй еще около 1700. Итого 4 900 шагов

Паша убедился в силе метро, а велосипед оставил для тренировок. По центру я передвигаюсь почти всегда на метро, ждать автобус или трамвай не люблю, проще пройти пару километров. Я был почти уверен, что двигаться на метро окажется быстрее, но условия на этот раз получились идеальными для двухколесного транспорта. Мне пришлось много ходить пешком, в то время как путь для самоката и велосипеда оказался безопасными и относительно приятным. Но чаще встречаются другие сценарии.

Например, я живу в 5 минутах от метро, и дорога до офиса занимает всего 40 минут. И несмотря на то, что я велосипедист, сейчас в офис на двух колесах точно не поеду. Дело даже не в том, что до него 17 км, а путь займет минимум час. Большинство улиц и проспектов по пути не оборудованы велодорожками, а тротуары там не широкие. Так что придется либо катить, объезжая пешеходов, либо рисковать и гнать по дороге.

Был период, когда я ездил на работу на велике, но я не мог заставить себя ехать спокойно, и каждый раз, как говорят велосипедисты, «вкручивал на все деньги». Хорошо, в офисе был душ, а в шкафу меня всегда ждала запасная рубашка.

Электросамокатов я, честно говоря, боюсь. Мне даже участие в велогонке кажется менее травматичным, чем поездка по городу на самокате. Как средство передвижения самокат уступает велосипеду в маневренности и возможности избежать столкновения, при этом легко набирает высокую скорость и довольно тяжелый.

Еще несколько полезных выводов

  • Двухколесный транспорт — метеозависимый. На некоторых электросамокатах нельзя ездить в дождь, а после поездки на велосипеде в жару лучше принять душ.
  • Решили ехать на велосипеде с рюкзаком — готовьтесь к тому, что спина промокнет от пота даже в нежаркую погоду.
  • Чем больше у электросамоката запас хода, тем он дороже и тяжелее. Для езды на короткое расстояние подойдут модели с небольшим аккумулятором.
  • Крепление смартфона на руль — обязательное условие при передвижении по незнакомым районам и на самокате, и на велосипеде.
  • Передвигаясь на собственном самокате или велосипеде, придется думать, где его хранить и как обезопасить от угона.
  • Трафик в выходной день и трафик в рабочий — две большие разницы. Это надо учитывать при поездках в офис.