Как устроена студия звукозаписи: разговор с владельцем
13417
28.02.2022

Как устроена студия звукозаписи: разговор с владельцем

Об особой атмосфере, расходах на жесткие диски и микрофонах за 800 000 рублей

Что должно быть в студии звукозаписи, чтобы создавать музыкальные хиты и модные подкасты? За ответами на эти вопросы мы отправились к Дмитрию Бабаке — основателю и креативному директору медиалаборатории Resonant Arts.

О концепции и вау-эффекте

Атмосфера, царящая в студии, не менее важна, чем оборудование. В идеале она должна быть комфортной для артиста и располагать к творчеству.

Интерьер студии должен создавать творческую атмосферу

В своей студии на Старом Арбате по духу мы сделали нечто среднее между Америкой, Францией 1970-х годов и старой квартирой в Санкт-Петербурге. Чтобы получить нужную атмосферу и комфорт, мы были готовы к расходам. Например, мебель у нас была антикварная — мы находили ее, реставрировали или привозили из поездок. А виниловый проигрыватель приехал из Америки.

Механический метроном Wittner

Покупка оборудования — это поиск компромисса между требованиями звукорежиссера с аранжировщиком и списком задач, которые предстоит решать студии. Увы, универсальных хороших колонок/мониторов/микрофонов не бывает. Поэтому с одной стороны звукорежиссер выбирает себе мониторы, с которыми работать именно ему — много и долго. А с другой — подбирать оборудование нужно в соответствии с предполагаемыми задачами клиентов. Например, бывают микрофоны, подходящие сразу под различные тембры голосов и позволяющие решать разные задачи: записывать вокал, аудиокниги и подкасты. А мониторы — профессиональные колонки с хорошим звуком, которого не добиться на обычной домашней акустике, — можно выбрать с учетом размеров помещения.

Самое дорогое оборудование в студии звукозаписи, конечно, микрофоны. Их цена может доходить до 400–800 тысяч рублей. Столько же могут стоить и компьютеры, но для работы, к счастью, их требуется не так много, как микрофонов.

Вот список микрофонов, которые мы используем сейчас:

  • ламповый микрофон Telefunken AK47 mkII;
  • широко-мембранный конденсаторный микрофон Townsend Labs Sphere L22;
  • конденсаторный микрофон SE Electronics 4400а;
  • стереопара конденсаторыных микрофонов Октава MK-012-01;
  • динамический микрофон Shure SM57;
  • радиосистема на два микрофона Arthur Forty U-10KC;
  • ленточный микрофон RM BIV-1 — Bashaudio;
  • динамический микрофон Shure sm7b;
  • динамический микрофон Electro-Voice RE 320 х 3 штуки.

Ламповый микрофон Telefunken AK47 mkII

Каждый микрофон выбирается под конкретные задачи или тембры голоса. При записи вокала в песне нужны разные микрофоны для низкого, высокого и среднего голосов. Для записи подкаста нужны динамические микрофоны, которые не улавливают все звуки комнаты, но хорошо пишут голос человека, говорящего близко в сам микрофон.

В хорошей студии есть ламповые микрофоны, в которых для усиления сигнала используется вакуумная лампа. Это самый дорогой тип микрофонов, но звукорежиссеры утверждают, что у них звук теплее и богаче, чем у транзисторных.

Динамический микрофон Electro-Voice RE 320

У нас около 15 микрофонов — это относительно небольшой ассортимент, но он закрывает почти все наши потребности. Если приходится решать специфические задачи, выручает микрофон Townsend Labs Sphere L22, который позволяет делать эффект 19 различных микрофонов. Это универсальный инструмент, чтобы не покупать много разных. Его можно настраивать персонально под каждого артиста или диктора. В масштабах нашей студии нехватка микрофонов — явление перманентное, клиентов много, запросы у всех разные. А еще бывает, что микрофонам требуется ремонт или замена.

Например, кто-то из клиентов услышал, что их любимый артист пишется в какой-то микрофон, или видели красивый микшерный пульт в фильме, и думают, что им непременно нужно то же самое для качественной записи. Хотя такой запрос некорректен: не всем нужен микрофон за 800 000 ₽ или микшерный пульт SSL за $150 000.

О ценах на микрофоны

Хорошие ламповые микрофоны стоят дорого. Например, микрофоны Neumann обойдутся минимум в 50 000 рублей. Есть модели за 500–800 тысяч рублей. Потребность в них зависит от задачи звукорежиссера и его хотелок. У некоторых студий есть целый парк микрофонов из 50 и более штук, который копится годами и покупается под разные задачи.

У кого-то бархатный голос, у кого-то с хрипотцой, а у кого-то писклявый.

Правильный микрофон смягчает дефекты голоса и, наоборот, подчеркивает его достоинства, давая ему особую приятную оболочку. Если звукорежиссер даст человеку с басовым голосом микрофон, который подходит для фальцета, слушать это будет крайне неприятно.

Это сложно описать и объяснить, просто под каждый инструмент и голос, под каждую песню есть свои микрофоны и даже гитары: у одной очень железный звук струн, у другой — мягче. В таких микродеталях должны разбираться опытный звукорежиссер и музыкальный продюсер.

Я считаю, что дорогие вокальные микрофоны стоимостью 400 000 рублей и выше — каприз и ненужная игрушка. Один — круто, но парк — бесполезная трата денег, которая сказывается на эффективности бизнеса.

Например, Фрэнку Синатре важно было выбрать правильный микрофон под свой уникальный тембр. Но я уверен, что его голос хорошо бы звучал в записи хоть на Nokia 3310, хоть на микроволновку. Другое дело, что великие музыканты слышат нюансы, недоступные обывателю, и зачастую перфекционисты. Вопрос всегда в таланте звукорежиссера и умении правильно расположить микрофон.

Мониторы, вентиляторы и другое оборудование

Не буду описывать, какое оборудование стоит в каждой комнате, расскажу только о двух самых важных помещениях студии — контрольной и вокальной комнатах.

Контрольная комната — это мониторная, где делается сведение, мастеринг и другая постобработка звука, она занимает площадь примерно 15–20 м². Сердце комнаты — мониторы ближнего (Yamaha NS-10) и дальнего полей (ADAM 8). В основном используем мониторы Adam (5 и 8). Мы их официальные амбассадоры в России.

Контрольная комната и рабочее место звукорежиссера

Вокальная комната, или тон-студия — помещение для записи звука, изолированная от внешних шумов, занимает 17–20 м². Самое главное в этой комнате — акустическая отделка, то есть инженерное проектирование «комнаты в комнате». Это достигается за счет деревянных панелей (или «ловушек») на стенах, рассеивающих звук по комнате.

Вокальная комната, подготовленная для записи подкаста. На стенах «ловушки» из березы, сделанные на заказ

Из обязательного в каждой комнате — вентиляторы: достаточно одного на помещение. Встроенная вентиляционная система есть в нескольких помещениях — это дорого, и не в каждое помещение возможно установить. В этом году планируем поставить кондиционеры во всех помещениях и уже смонтировали их в вокальной и контрольной комнатах, выбрали бренды Hisense и Ballu. Вокальная — самое жаркое помещение, через час записи температура заметно поднимается.

Также есть принтер, телевизор, проектор и экран, блютуз-колонки, виниловый проигрыватель, музыкальный центр, цифровое пианино, духовка и холодильник. Видеомониторы ставим в вокальную и контрольную комнату звукорежиссера. При озвучке книг текст зачитывают с электронной версии на планшете — так страницы не шелестят во время записи.

Еще должны быть сетевые фильтры, способные убирать посторонние шумы в эфире. Это особенно актуально, если в здании нет или плохое заземление. А это дорогое удовольствие. Хорошие фильтры стоят от 50 000 рублей плюс работа электрика, чтобы всё «прозвонить», правильно настроить и подключить фильтр.

Почему в студиях предпочитают компьютеры Apple

Противостояние поклонников продукции Apple и всех остальных не обошло стороной и звукозаписывающие студии. У нас встречаются компьютеры двух типов: iMac для аранжировщиков и звукорежиссеров и мощные ПК для видеоотдела. Но всё же 90% компьютеров в студии — Apple. На них удобнее работать с музыкальным софтом и аудиокартами (специальное устройство для передачи сигнала с микрофона в компьютер), так как многие производители софта заточены, в первую очередь, под Apple.

На маках работают финансист, менеджеры и я, так как нам важно использовать внутренние программы, например Keynote и Logic. Кроме того, почти все артисты и клиенты пользуются техникой Apple.

Компьютеры звукорежиссеров кастомные — мы заказывали увеличение мощности и производительности. Параметры задавали они сами, так как знают, сколько оперативной памяти съедают рабочие процессы. В их работе важно, чтобы техника не тормозила во время записи и сведения. Как правило, компьютеры звукорежиссера и аранжировщика стоят 250 000–450 000 рублей.

Моноблок iMac Pro, на котором работает звукорежиссер

Но бывает, что цены доходят и до 1 млн рублей из-за сложности работы. Такой аппарат необходим, если в студии записывается музыкальная группа с большим количеством инструментов. Если с такими клиентами приходится работать нечасто, то можно обойтись решениями дешевле. Тем более для записи вокала, подкастов или постобработки песен такой не нужен.

Только у монтажеров ПК на Windows — они зачастую мощнее и дешевле, чем iMac Pro. Плюс самостоятельно собрать нужную конфигурацию в случае с ПК проще, чем с iMac. Но бывают и прозаичные причины: нашему старшему монтажеру привычнее ОС Windows. Поэтому для монтажа в нашей студии используются ПК с Windows. Такой компьютер может стоить 300–500 тысяч рублей, в нем мощная видеокарта и дополнительные детали. Одна из основных задач таких машин — оперативно рендерить большие по размеру файлы.

Десятки жестких дисков и траты на апгрейд

Один раз в год-два нужно чистить технику и менять провода. Акустические провода — это дорогая коммутация, поэтому на них не экономим. Выбираем проверенные варианты, которые не буду фонить.

Регулярно покупаем жесткие диски, в основном для видеопроектов, места для хранения материала требуется много. В год может понадобиться 10–20 HDD на 6 ТБ — хранить такие объемы информации в облачных сервисах неудобно и дорого. А еще каждые 3–5 лет приходится менять видеокарты, чтобы рендеринг происходил быстрее.

Коротко

  • 15 микрофонов — небольшой ассортимент для студии звукозаписи, но он позволяет решить большинство задач.
  • Главное в комнате, где делается сведение, мастеринг и другая постобработка звука, — студийные мониторы. Это специализированная акустическая система с правильной звукопередачей, которая нужна для слухового контроля аудиоматериала.
  • В помещении для записи звука важна изоляция от внешних шумов. Весь фокус в акустической отделке, то есть инженерном проектировании деревянных панелей на стенах, рассеивающих звук в небольшом пространстве.
  • Вокальная — самое жаркое помещение, поэтому здесь не обойтись без вентиляторов или кондиционеров.
  • Компьютеры разные специалисты выбирают исходя из своих задач. Например, iMac — для аранжировщиков и звукорежиссеров, мощные ПК — для видеоотдела. А у звукорежиссеров компьютеры с увеличенной мощностью и производительностью собираются индивидуально, чтобы техника справлялась с записью и сведением звука без отставания.
  • Раз в год-два в студии необходимо чистить технику и менять провода.