Как поменять колесо без шиномонтажа
Музыканты шутят, что играть на пианино совсем не сложно — надо просто нажимать клавиши в нужное время. То же самое можно сказать о замене колеса в автомобиле. Мы посетили мастер-класс в шоуруме Ситилинка и подготовили инструкцию.
В идеальных условиях, когда в багажнике лежат все необходимые инструменты и подкатной домкрат, замена колеса занимает около 15 минут. Хотя в жизни так бывает не всегда, общие принципы замены колеса универсальны. Вот порядок действий и правила безопасности — читайте, чтобы быстро сориентироваться в экстренной ситуации.
Пол в шоуруме Ситилинка — это идеальная поверхность, на практике для замены колеса достаточно любой относительно ровной площадки без уклона и ям
Выберите ровную безопасную площадку
При проколе первым делом надо найти безопасное место для замены колеса и выставить знак аварийной остановки. Если неприятность случилась на автомагистрали, лучше медленно проехать несколько километров до специального кармана, чем остановиться на обочине и рисковать.
Постарайтесь поставить машину так, чтобы она оказалась на ровной поверхности. Это необходимо, чтобы избежать проблем при подъеме автомобиля, иначе перекошенный домкрат может заклинить или машина с него упадет.
Под колеса можно подложить камни, причем они должны быть крупнее тех, что на фото
Надежно зафиксируйте автомобиль
Затяните ручник или нажмите на кнопку стояночного тормоза, если он электромеханический. На автомобилях с автоматической трансмиссией убедитесь, что селектор стоит в положении P (парковка), а на машине с механической КПП включите первую передачу.
Дополнительную безопасность обеспечит установка под колеса противооткатных башмаков (упоров) или кусков кирпича и крупных камней, если упоров не оказалось с собой. Важно: упоры ставятся на противоположную колесную ось. То есть при замене переднего колеса упоры должны находиться на задних колесах с обеих сторон, и наоборот.
Ослаблять и затягивать гайки нужно, когда автомобиль стоит на земле, а полностью откручивать — когда колесо висит в воздухе
Ослабьте болты до того, как поднимете автомобиль на домкрате
Достаньте домкрат и баллонный ключ из багажника — они должны быть в каждом автомобиле. Обычно их хранят в органайзере с запасным колесом или в специальной нише на боковине багажника. Убедитесь, что вы о них не забыли, до поездки, а заодно пройдитесь по списку необходимых в багажнике вещей.
«Сорвите» болты (или гайки) — ослабьте их, пока автомобиль всеми колесами стоит на земле. Для этого проверните болты на пол-оборота, но полностью не откручивайте. «Срывать» болты, когда колесо висит в воздухе, так же неудобно, как пилить доски на весу, удерживая в одной руке пилу, а в другой деревяшку. Вдобавок есть риск, что от приложенных усилий автомобиль начнет раскачиваться и упадет с домкрата.
Подкатной домкрат позволяет поднять автомобиль, не запачкав руки, с другими домкратами лучше надеть перчатки
Приподнимите автомобиль домкратом
Заведите домкрат под автомобиль, уперев его в специальную площадку под днищем автомобиля. Расположение площадок указано в инструкции, но можно поступить проще — нагнуться и заглянуть под автомобиль. Обычно их сразу видно. Подъем автомобиля за порог, если только это не сделанный из металлической трубы силовой порог внедорожника, скорее всего повредит деталь и приведет к дорогому кузовному ремонту. Колесо должно находиться на расстоянии 3–5 см от земли. Не спешите с подъемом, следите, чтобы домкрат стоял строго вертикально и не кренился.
В идеальной ситуации под рукой должен быть подкатной домкрат, как на фото. С таким поднимать автомобиль легко и даже приятно — закатил на колесиках под машину, качаешь ручку туда-сюда и смотришь, как авто поднимается над землей. Однако есть и минусы: он занимает много места в багажнике (не меньше 50 см в длину и 20 см в ширину) и весит минимум 10–12 кг.
На мастер-классе девушки меняли колеса наравне с мужчинами
Замените колесо
Когда колесо повисло в воздухе, можно полностью открутить болты и снять его. Аккуратно сложите болты рядом и проследите, чтобы они не оказались в грязи или пыли. Достаньте запасное колесо из багажника. Если оно не под полом багажника, то находится под днищем снаружи. В этом случае вытащить его несколько сложнее: надо найти болт на дне багажника, который опускает запаску. Открутите его баллонником, поднимите колесо и совместите отверстия на диске с отверстиями на ступице — месте, где колесо крепится к машине. Придерживая колесо, насадите в отверстия болты.
Закручивайте болты по диагонали через один болт, чтобы избежать перекосов. Не прилагайте слишком много усилий — вы сможете закрепить их прочнее, когда автомобиль будет уже на земле.
Электрогайковерт со встроенным фонариком — хорошее подспорье при замене колеса в темноте
Опустите автомобиль и затяните болты
Плавно опустите автомобиль на землю и крепко затяните болты. Если делаете это обычным баллонным ключом, не прилагайте сверхусилий — возможно, колесо еще придется откручивать. Если пользуетесь электрическим гайковертом, закручивайте до характерного звука. Если есть специальный динамометрический ключ, заранее выставьте момент затяжки. Нужное значение можно посмотреть в инструкции к автомобилю.
Если часто за рулем, возите с собой автомобильный компрессор. Места занимает мало и может понадобиться гораздо чаще, чем домкрат
Проверьте давление, соберите инструменты
В запасном колесе обязательно проверьте давление и подкачайте до нужного значения при необходимости компрессором. Если вместо полноценного запасного колеса пришлось поставить узкую докатку, то есть аварийное запасное колесо меньшего размера, соблюдайте указанные на нем ограничения. Докатка поможет не спеша добраться до шиномонтажа, при этом нельзя разгоняться больше 50–80 км/ч, а проезжать можно максимум 80–100 км.
Описанный порядок действий универсален для любого авто и поможет не растеряться тем, кто впервые столкнулся с необходимостью поменять колесо на дороге. Советы также пригодятся при сезонной смене шин, если у вас есть второй комплект дисков и вы решите самостоятельно менять летнюю резину на зимнюю или наоборот.