Что такое цифровой паспорт и как его оформить через Госуслуги
Анна Устинова
Решила оформить цифровой паспорт через Госуслуги, чтобы не таскать с собой оригинал
18 сентября 2023 г. вышел указ Президента РФ о цифровом удостоверении личности. Он разрешил использовать электронные документы из мобильного приложения «Госуслуги» наравне с бумажными. Полный список документов и область их применения правительство определит в течение трех месяцев с даты выхода указа.
Разбираемся, какие документы будут доступны в цифровом варианте, заменят ли они бумажные, в каких случаях их можно использовать и как оформить.
Какие документы войдут в цифровое удостоверение личности
«Цифровой паспорт» — это термин, который появился благодаря СМИ. Он обозначает набор цифровых документов в мобильном приложении «Госуслуги», которые можно предъявлять наравне с оригиналом. Каждый документ отображается в приложении в виде QR-кода, который генерируют Госуслуги.
В мобильном приложении в цифровом формате могут отображаться паспорт, СНИЛС, ИНН, полис ОМС, при наличии — загранпаспорт, водительское удостоверение и документы на машину (СТС). Скорее всего, в перечень документов войдут также электронная подпись и даже биометрические данные, например отпечатки пальцев. Полный список документов должно определить правительство до середины декабря 2023 г.
Некоторые цифровые документы уже доступны для просмотра в мобильном приложении «Госуслуги»
Где можно предъявлять цифровые документы
Правительство уже опубликовало проект постановления, из которого ясно, как и где можно будет использовать цифровые документы. Нормативный акт вступит в силу до середины декабря.
Пока что постановление разрешает использовать только цифровой паспорт — показывать, например, цифровое водительское удостоверение или СТС вместо оригиналов нельзя.
Принимать электронный паспорт в качестве удостоверения личности тоже начнут не сразу и не везде:
- На первом этапе, сразу после вступления акта в силу, с помощью электронного паспорта можно будет подтвердить возраст, например при покупке алкоголя или сигарет. Также цифровой документ начнут принимать в музеях, например если вы купили билет по Пушкинской карте, при посадке на поезд или междугородний автобус, в салонах связи, в МФЦ и банках.
- С 1 января 2024 г. электронный паспорт из Госуслуг станут использовать для доступа на территорию организаций. Например, если на входе в бизнес-центр охранник спросит паспорт, с нового года его можно будет показать в цифровом виде. При этом бумажный паспорт по-прежнему потребуется для входа на территорию организаций, где повышены требования безопасности — среди них органы власти и местного самоуправления, организации оборонной промышленности и транспорта. Полный их перечень можно посмотреть в проекте постановления.
- С начала 2025 года цифровой документ станут принимать при заселении в гостиницу, а также при посещении поликлиник и больниц, если вы уже были там раньше. Предъявлять электронный паспорт разрешат и на почте.
При этом в некоторых случаях все равно потребуется оригинал документа. Например, чтобы совершить сделку с недвижимостью или оформить документы у нотариуса.
Как оформить цифровой паспорт
Чтобы получить цифровой паспорт, нужно скачать мобильное приложение «Госуслуги» (версия для iOS и Android) и зарегистрироваться в нем. На портале сразу отобразятся данные паспорта и СНИЛС, потому что сведения о них вы вводите при регистрации.
Но, чтобы цифровой паспорт стал действительным, нужно дождаться, пока постановление вступит в силу, и добавить в приложение скан бумажного документа. Вот как это сделать:
- Откройте мобильное приложение «Госуслуги» и перейдите во вкладку «Документы».
- В верхней части страницы в разделе «Для предъявления» нажмите на иконку «Паспорт».
- В открывшемся окне выберите «Детали документа».
- Внизу страницы вы увидите раздел «Фото, сканы или pdf» — туда нужно загрузить изображение бумажного паспорта.
Если вы ранее загружали на Госуслуги скан паспорта, дополнительно ничего делать не потребуется.
Перейдите во вкладку «Документы» и в разделе «Для предъявления» нажмите на иконку «Паспорт»
Выберите «Детали документа» и добавьте изображение бумажного паспорта в окошко «Фото, сканы или pdf»
Чтобы предъявить цифровой паспорт, нужно открыть приложение, перейти во вкладку «Документы» → «Для предъявления», выбрать нужный и нажать кнопку «Предъявить» — появится QR-код.
Как именно другой человек, например кассир в магазине, будет считывать QR-код, пока неизвестно. Эксперты говорят, что отсканировать код можно будет с помощью камеры смартфона или специального считывающего устройства. При этом гражданин сам выберет, какими данными делиться. Например, сможет показать только возраст и фото.
Заменит ли цифровой паспорт бумажный оригинал?
Цифровой паспорт полностью не заменит бумажный. Привычный паспорт сохранит свой текущий статус и останется основным документом, удостоверяющим личность. Без него не получится оформить новый паспорт, в том числе и заграничный, совершить сделку с недвижимостью и заверить документы у нотариуса.
Электронный документ разрешат показывать по желанию. Например, чтобы подтвердить возраст или при входе в офис можно будет показать как бумажный паспорт, так и электронный. Выбор за гражданином — в обязательном порядке цифровой паспорт нигде не спросят.
Какие есть риски?
Цифровые документы находятся в одном месте — на Госуслугах. Если произойдет утечка информации, злоумышленники получат доступ сразу ко всем данным и смогут, к примеру, с помощью цифрового паспорта взять кредит на ваше имя. Чтобы такого не произошло, лучше дополнительно подключить двухфакторную аутентификацию — вход на Госуслуги через код в СМС. Так никто не сможет зайти в ваш личный кабинет без доступа к вашей сим-карте.
Цифровой паспорт — это набор электронных документов, который уже появился в мобильном приложении «Госуслуги». Как и где их можно будет предъявлять, правительство решит до середины декабря 2023 года. Сейчас точно ясно, что цифровые документы можно будет показывать добровольно, а оригиналы не отменят.