От подвалов до стильных пространств: как изменились компьютерные клубы за 25 лет

Вечно пьяный админ, клубы сигаретного дыма и раздолбанные клавиатуры, которые было легче выкинуть, чем отмыть, — вот что с ностальгией вспоминают старкрафтеры и квакеры девяностых. Сейчас в компьютерных клубах стоит суперсовременное железо и эргономичные кресла, а модные коктейли подают по щелчку пальцев. Мы поговорили с игроками и владельцами клубов, чтобы узнать, как произошла эта трансформация.

Начало. Пентиумы, мышки без шариков и дикие школьники

В России первые компьютерные клубы появились в 1996 году: легендарные «Орки» в Москве и «Виртус» в Санкт-Петербурге. Редкие везунчики, у которых были компьютеры, ходили друг к другу с собственными машинами, чтобы поиграть по локалке. Все остальные тусовались в игровых клубах. Спрос был огромным, клубов не хватало. Перед открытием с утра уже стояли очереди.

Только откроется клуб на районе, как в школе уже говорят об этом: «Ну че, ходил в новые компы?» Мы с друзьями неделю экономили на обедах, чтобы на выходных посидеть в компах подольше. Часто приходишь в компы, стучишь в дверь и через решетку спрашиваешь у админа: «Есть свободные?» Он отвечает, что через два часа освободятся два компа. Забиваешь очередь и уходишь ждать. Люди стояли на морозе, просили пустить в тамбур погреться или в зал — посмотреть за игрой других.

Еще бывало так: на ночь собиралась компания, админ запирал их всех внутри и уходил домой спать. Жуткая вещь: на окнах решетки, телефонов нет никаких, если вдруг пожар — хана.

Алексей Офицеров, заядлый посетитель клубов в 90-х

Форматы. Клубы располагались где угодно: в подвалах, под лестницами в кинотеатрах и даже в квартирах. Иногда некое подобие клуба устраивали в компьютерных классах школ или вузов. Вахтер за определенную плату пускал желающих поиграть, потом об этом узнавало руководство и «предпринимателя» увольняли, но новый сторож через некоторое время начинал делать то же самое.

Больше всего было дешевых полуподвальных клубов с обшарпанными компьютерами и мебелью, которую словно забрали со свалки (а может, так оно и было). Здесь пахло потом, пивом и куревом. В карманах нельзя было оставлять ничего ценного, даже если куртка висела на спинке твоего стула. Уводили кошельки и, что намного обиднее, первые сотовые.

Некоторые игровые клубы держали или крышевали бандиты. Поход в такой клуб в другом районе приравнивался к подвигу. Одно неосторожно брошенное в пылу игры слово — и у тебя сломана челюсть.

Клубы получше располагались в бывших детских садах и на первых этажах домов. Там старались ставить хорошее железо, а админом нанимали студента или пенсионера.

В клубе Diamond с самого открытия существует жесткое правило — мы не сажаем за компьютеры людей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Курить и распивать спиртные напитки в клубе тоже нельзя. Поэтому у нас всегда было тихо и безопасно.

Максим Шубин, владелец компьютерного клуба Diamond, Оренбург

Клуб Diamond в Оренбурге открылся в 1999 году в здании Станции юных техников. Фото Максима Шубина

Реже всего встречались клубы с мощной на тот момент игровой техникой, удобной мебелью и даже охранником. Между компьютерами стояли перегородки, чтобы сложнее было подсматривать за соседом-противником. Обычно такое заведение открывал человек, который разбирался в компьютерах и играх. Он же работал администратором и сам следил за состоянием оборудования.

Вот так примерно выглядели самые цивильные игровые в конце 90-х. Клуб Diamond, фото Максима Шубина

Типичные игроки. Днем клубы были забиты школьниками с первого по седьмой класс. С самого утра подтягивались прогульщики из средней школы, а после обеда прибегали младшеклассники. Детишки спускали на компы деньги, которые родители давали на обеды. К пяти вечера с пивом и чипсами прибывал основной контингент — старшеклассники, пэтэушники, студенты. Через несколько часов одни уходили домой, другие оставались на всю ночь.

Новички вообще не понимали, как одновременно управлять мышью и клавиатурой, мочили тиммейтов и по ошибке выключали чужие компьютеры посреди игры. Опытные ребята подсказывали чит-коды для Doom, Heretic, Quake. Читеры стояли рядом и за небольшую плату вводили коды прямо во время игры. Помог десяти геймерам — заработал на час игры. Читы записывали в тетрадки и учили наизусть. Фанаты набивали себе татуировки, например IDDQD — чит неуязвимости.

Приличную часть посетителей составляли наблюдатели, которые стояли над душой у игроков, комментировали каждый шаг и давали непрошеные советы.

В девяностых типичный игрок часами стоял в очереди, потом заходил в темное прокуренное помещение, кидал куртку на спинку стула и рубился в «контру» под ником вася_нагибатор3000. Местные чемпионы XyLigaN4eG и Б@Б@Й получали по хедшоту, а вася_нагибатор3000 кайфовал, будто только что взял мэйджор по CS.

Алексей Офицеров, заядлый посетитель клубов в 90-х

Компьютеры. В клубах можно было встретить любую модификацию — от тогда уже устаревших «спектрумов» и 286-х до новейших «пентиумов». Чтобы нормально играть, их оснащали графическими ускорителями Rage, Voodoo Graphics, NVIDIA Riva. Мониторы — пузатые «тумбочки» ViewSonic и Flatron, от которых через час-два болели глаза, будто весь день на солнце смотрел. Машины объединяли в одноранговую сеть под управлением Windows 95.

Компьютеры работали круглосуточно, практически без перерывов, поэтому постоянно ломались. Чаще всего приходилось менять сгоревшие кулеры и периферию: клавиатуры заливались пивом, шариковые мышки забивались крошками и пеплом. Каждый малолетний посетитель считал своим долгом вытащить из мышки шарик и утащить его с собой. Украсть могли все, что плохо лежит, начиная от наушников и заканчивая чужой одеждой.

Игры. В клубы ходили не столько посоревноваться с другими геймерами, сколько просто посидеть за компьютером и узнать, что это вообще такое. На жестких дисках можно было увидеть самые разные игры — что админ найдет и загрузит, в то и играли. Никто не обращал внимания на качество графики, любая игра казалась классной.

Быстро завоевали популярность Quake, Doom, Carmageddon, StarCraft, Warcraft: Orcs & Humans и Warcraft II: Tides of Darkness. Много играли в Fallout, Worms и, конечно, GTA. Не с кем играть по сети? Ничего страшного, можно погонять в Need for Speed. Денег мало, а хочется поиграть вдвоем? Садись с другом на один стул и рубись в HoMM.

Любители до сих пор играют в Warcraft 2. Ретроклуб «Кибер Кот». Фото Андрея Котова

Цены. В среднем один час игры стоил 10–12 рублей. В поселковых клубах можно было поиграть полчаса за два рубля. За игроками следил администратор — царь и бог клуба. Он записывал игрока в тетрадку и выгонял из-за компьютера, когда оплаченное время заканчивалось. Максимум, чего можно было допроситься, — дополнительные пять минут, чтобы закончить гонку или уровень.

Если денег не было совсем, сеанс приходилось зарабатывать. Мальчишки бегали админам за сигаретами, мели полы и убирали снег у входа. Желающих было много.

Расцвет. Хорошая техника и первые киберспортивные команды

В начале 2000-х клубы работали уже буквально на каждом углу. Даже в обычном областном городе могло быть полсотни игровых, и в каждом — битком.

В нулевых выпускали специальные газеты и журналы о компьютерных играх. Фото Андрея Котова

Форматы. Заведения в целом стали более чистыми и безопасными, в большинстве установили тревожные кнопки и видеонаблюдение.

В 2004 году в игровом клубе Diamond работали компьютеры Pentium 4 на 478-м сокете по 1 ГБ оперативки и ламповые мониторы Samsung. Фото Максима Шубина

Появились VIP-кабинки с интернетом и оплатой за трафик — настоящая золотая жила для не очень честных администраторов. Накрутил пять лишних мегабайт — получил двадцатку мимо кассы.

В клубе Diamond в 2005 году можно было выйти в интернет, распечатать и отсканировать документы, купить или взять напрокат диски. Фото Максима Шубина

Типичные игроки. Школьники всё так же жили в клубах. Родители и учителя могли вытащить оттуда ребенка за уши и оставить фотографию, чтобы администратор его больше не пускал.

Изменилась мотивация игроков. Если раньше было за счастье просто поиграть, то теперь хотелось непременно выиграть. Именно в нулевых зародились первые киберспортивные команды. Бесцельно месить друг друга стало неинтересно, игроки стали сбиваться в кланы и проводить сначала локальные клубные, а потом и городские турниры.

Компьютеры. В начале 2000-х в клубах стояли компьютеры на процессорах Pentium III и IV, Celeron и AMD Duron с видеокартами от NVIDIA. В 2005 году на рынок вышли двухъядерные процессоры, топовая сборка — Athlon 64 FX с частотой 1000 МГц и оперативкой 512 МБ. Чтобы игры летали, в пару мощному процессору ставили видеокарту Radeon X1000 или GeForce 7800 GTX.

Типичное игровое место в 2000-х. Воссоздано в компьютерном ретроклубе «Кибер Кот». Фото Андрея Котова

Игры. Самыми хитовыми в клубах стали игры соревновательных жанров. Это шутеры Quake 2 и Quake 3, экшены Half-Life 2, Delta Force 2 и GTA: Vice City, гонки серий Need for Speed и Carmageddon, ранние версии Counter-Strike. Намертво рубились в Warcraft 3, HoMM 2 и 3.

Игры тогда занимали мало места, хватало жестких дисков на 240 ГБ. В основном клиенты играли по локальной сети в шутер Counter-Strike, стратегии Warcraft 3 и Heroes of Might and Magic, гонки Need for Speed и FlatOut. Были те, кто играл по интернету в Ragnarok и World of Warcraft и оплачивал трафик.

У нас было спокойно. Максимум — однажды коврик от мышки украли. Но воришка сохранил на компе логин от игры, в которую играл в интернете, а логином был номер телефона. Мы просто позвонили и сказали: «Коврик верните». Ребята в этот же день отдали его с извинениями, мол, как-то так случайно получилось, сорри.

Максим Шубин, владелец компьютерного клуба Diamond, Оренбург

В нулевых в какой клуб ни зайдешь, чуть ли не на каждом экране видишь эту картинку из CS 1.6

Цены. Конкуренция среди компьютерных клубов выросла, поэтому, несмотря на общий рост цен, стоимость часа в игровых не изменилась — всё те же 10–15 рублей. Главное было — найти хорошего админа, чтобы не сажал друзей на халяву.

Администратор общался с гостями, занимался поддержкой технического состояния компьютеров, устанавливал новые игры и обновлял старые. Фото Максима Шубина

Администраторы всё еще следили за временем с помощью записей в тетради, но в самых крутых клубах им помогала специальная программа. Она отключала компьютер игрока, когда у него заканчивалось время, или показывала предупреждение в пол-экрана: «Осталось 5 минут!»

Упадок. Зачем идти в клуб, если компьютеры и интернет есть дома

Ажиотаж вокруг компьютерных клубов в столице начал стихать с 2005 года, в регионах — пятью годами позже. Многие купили собственные компьютеры, подключили быстрый и недорогой домашний интернет. Появилась возможность играть из дома не только с друзьями, но и с геймерами из других стран.

Посетителей стало меньше, у владельцев не хватало денег даже на оплату аренды, поэтому клубы начали закрываться. Свою роль сыграла и борьба с пиратством, ведь почти во всех заведениях стояли нелицензионные программы и игры.

Я стал владельцем клуба в 2011 году, тогда действительно закрылись многие игровые. На сегодня в Оренбурге остались всего три клуба-«старичка», которые работали с 1999–2005 года. Мы пережили этот период отчасти на моем энтузиазме: я был готов вкладывать в бизнес, мне было интересно его продвигать. Ну и уход конкурентов сыграл свою роль, их клиенты перетекли к нам.

Так что мы без особого напряга пережили спад, у нас всегда было чем привлечь гостей. Хотя бы тем, что в Diamond всегда можно спокойно поиграть. Даже родители с легким сердцем отпускали к нам детей, потому что знали: у нас не курят, не пьют, не дерутся, деньги не отбирают. Если кто-то нарушал правила клуба, ему закрывали вход навсегда. Пара подобных инцидентов — и люди поняли: здесь такое делать не надо.

Максим Шубин, владелец компьютерного клуба Diamond, Оренбург

Форматы. Чтобы удержать клиентов, владельцы пытались повысить комфорт: делали ремонт, ставили диваны в зонах отдыха, обустраивали VIP-кабинки с мощными компьютерами. Именно тогда в клубах начали открываться мини-кафе с напитками и снеками. Многие переквалифицировались в интернет-кафе, где люди играли, сидели в соцсетях, смотрели кино и даже работали. Так постепенно клубы стали превращаться в места, где можно разделить свое увлечение с другими людьми и просто хорошо провести время.

К 2011 году в клубе Diamond обновили ремонт и мебель, но сами компьютеры оставались практически теми же, что в 2004 году. Фото Максима Шубина

Сохранить бизнес удалось тем предпринимателям, которые сумели привлечь массовую аудиторию. Например, один из самых крутых московских клубов 4GAME закрылся в 2009 году: затраты на поддержание многократно превышали выручку. А вот клуб Flashback выжил, потому что здесь показывали спортивные трансляции и организовали бар с бильярдом.

Типичные игроки. Завсегдатаи клубов, как и раньше, подростки и молодежь. Как правило, дома стоял всего один компьютер, и родители пускали за него максимум на час в день. А студенты в общежитиях в лучшем случае пользовались недорогими ноутбуками, слишком слабыми для игр. В клубе можно было спокойно поиграть, так что ребята отрывались в синглплеерных стратегиях, рубились в шутерах по сетке и серфили в интернете.

Возраст клиентов — от 10 до 20 лет, даже 25-летних были единицы. Клуб Diamond, 2014 год. Фото Максима Шубина

Только вот дети больше не могли зависать в играх до утра. В 2009 году в России приняли закон о комендантском часе для подростков: с 21:00 для детей до 14 лет и с 22:00 для детей до 16 лет, а это основная аудитория клубов. Если во время ночной проверки полиция видела в игровой школьников, администратору и владельцу выписывали штрафы.

Из взрослых посетителей в клубах остались те, кто приходил сюда за особой атмосферой и живым общением. Но если в юности они были готовы мыть полы, чтобы поиграть на убитом ПК, то теперь их требования выросли. Слабой «начинки» уже было мало, а на супертоповые устройства у клубов не хватало денег.

Компьютеры. Клубные и домашние компьютеры были практически одинаковыми. Игровая машина среднего ценового уровня стоила 30 000–40 000 рублей — вполне по карману работающему человеку. В таком компьютере обычно стоял четырехъядерный процессор типа Intel поколения LGA 1155 с поддержкой разгона и видеокарта уровня GeForce GTX 560. Этого хватало, чтобы игры до 2014 года выпуска не тормозили. В более требовательных играх можно было просто чуть снизить настройки графики.

Домашний игровой компьютер 2010 года за 30 000 рублей: процессор AMD Athlon II X4 635, видеокарта Radeon HD 5670

В 2009–2010 годах клубы полупустые стояли, потому что у людей уже были компьютеры. Помещения были обычные, просто столы с перегородками, клавиатуры, компьютеры, ничего особенного, максимум сухарики в продаже.

Я ходил играть с компанией то в компьютерные клубы, то в библиотеку, там на третьем этаже и сейчас есть компьютерный класс. Мы туда гоняли, играли во флеш-игры всякие браузерные типа «Веселой фермы», это было клево. Еще популярны были CS, Quake, StarCraft, Warcraft — в общем, те же самые, что и сейчас.

Андрей Котов, владелец компьютерного ретроклуба «Кибер Кот», Санкт-Петербург

Игры. В любом уважающем себя клубе к этому моменту был весь набор популярных игр. Абсолютными лидерами среди шутеров оставались Counter-Strike 1.6, Quake 3 и DotA на базе Warcraft 3. Любители гонок всё так же играли в Need for Speed, а «стратеги» — в Command & Conquer и StarCraft. Среди спортивных симуляторов выбирали FIFA, иногда включали NHL. Новинки типа Wolfenstein: The New Order или Crysis 3 встречались редко: клубное железо не успевало за разработчиками, компьютеры не тянули игры с высокими системными требованиями.

Хоть киберспортивной команды у нас не сложилось, мы часто проводили небольшие турниры. Diamond тогда располагался в спальном районе, все гости давно перезнакомились и очень эмоционально реагировали, если кто-то лажал: «У тебя же рейтинг в „Доте“ 5000 мм, ну ты чё, не видишь шпагу, что ли? Она у тебя под ногами лежит, а ты поднять не можешь?»

Ребята выходили на крыльцо перекурить и очень эмоционально обсуждали результаты. Иногда поступали жалобы от жильцов соседних домов, что мы тут шумно выясняем отношения, а это геймеры просто общаются.

Максим Шубин, владелец компьютерного клуба Diamond, Оренбург

Многие в нашем клубе нашли хороших друзей, а эта пара даже поженилась. На турнире по Dota в клубе Diamond, 2014 год. Фото Максима Шубина

Цены. В Москве можно было найти местечко за 30 рублей в час. Все клубы подключили автоматизированные системы оплаты игрового времени. В одних заведениях посетители платили напрямую администратору, который вносил данные в программу. В других стояли платежные терминалы — клиент выбирал и оплачивал нужный пакет услуг, отдавал квитанцию сотруднику клуба и садился за компьютер.

Возвращение. Классная атмосфера для отдыха, встреч с друзьями и проведения турниров

От полного исчезновения компьютерные клубы спасло развитие киберспорта. Геймеры начали активно участвовать в международных соревнованиях и зарабатывать премиальные в сотни тысяч долларов. Естественно, в клубы ринулись толпы школьников, которые захотели повторить успех своих кумиров.

В 2019 году число игровых заведений в Москве увеличилось в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Еще одной причиной такого резкого роста стало то, что мощное железо перестало быть доступным широкому кругу игроков. Только видеокарты подорожали вдвое из-за майнинга криптовалют. Стоимость геймерского компьютера начинается от 150 000 рублей — кто купит такую машину ребенку?

Форматы. К 2020 году появились целые сети клубов, которые сами спонсируют турниры и проводят их на собственных площадках. Средняя площадь заведения — 150–200 м², количество мест варьируется от 30 до 50. Есть и настоящие гиганты, как Yota Arena, которая открылась в Москве в 2017 году, занимает двухэтажный комплекс площадью 5000 м² и может одновременно принять 1000 посетителей.

Сейчас компьютерные клубы тоже разные. Есть с бюджетным оборудованием, где нет акцента на сервис. Туда в основном идут те, для кого принципиально, сколько стоит час игры — 70 или 100 рублей. Там бывает много подростков, которые могут шумно себя вести.

Есть компьютерные клубы с дорогой техникой, классным сервисом, крутым дизайном. Здесь уже атмосфера совсем другая и более состоятельная аудитория. Например, мы поставили очень мощные компьютеры, удобные и качественные игровые кресла, мышки, наушники. Одно игровое место стоит порядка 250 тысяч рублей. Посетители могут выпить авторский коктейль, покурить хороший кальян, перекусить ресторанными блюдами. Был случай, когда клиент провел в клубе больше суток, ему очень понравилось.

Илья Дмитриев, владелец клуба Dizzy Cyber Lounge, Воронеж

Дизайн клуба Dizzy Cyber Lounge — в стиле игры Cyberpunk 2077: бетонные стены, вставки из металлической сетки, много неона. Фото Ильи Дмитриева

Довольно популярны «олдскульные» клубы, где на старых компьютерах можно поиграть в старые игры. В них ходят не только 30–40-летние, чтобы поностальгировать, но и молодежь.

У меня клуб на десять компьютеров. Мониторы ламповые, но при этом они даже лучше, чем современные: быстрее отклик, удобнее играть в шутеры. «Начинка» относительно современная, но слабая — ее хватает на игры до 2010 года выпуска. Я сам ищу комплектующие на всяких барахолках, чищу и ставлю. Одно игровое место обходится примерно в 6–7 тысяч рублей. Работаю один.

Рядом много баров, люди гуляют, смотрят в окно: «О, а что это у вас тут? Мы уже давно такого не видели». Чаще всего в клуб приходят взрослые люди от 25 до 40 лет. Как-то раз случайно родители с детьми заглянули, думали, что здесь современный клуб. У отцов глаза загорелись, но ребятишки хотели поиграть в Minecraft, и они ушли. А потом вернулись уже без детей, так захотелось вспомнить детство :)

Андрей Котов, владелец компьютерного ретроклуба «Кибер Кот», Санкт-Петербург

В клубе «Кибер Кот» проходят турниры по старым играм: например, по Quake 3 Arena — восемь часов рубилова. Часто бывают ночные посиделки с пивом, играми и песнями. Фото Андрея Котова

Типичные игроки. Нынешних посетителей можно разделить на три большие группы:

  1. Всё те же школьники и студенты. Приходят поиграть после учебы и в выходные, отмечают с одноклассниками праздники и развлекаются. Школьников в возрасте до 16 лет стало заметно меньше — до 10% от общей массы гостей. Зато девушек среди геймеров всё больше. По данным аналитического центра НАФИ за 2022 год, 46% игроков — женщины.
  2. Киберспортсмены и фанаты соревнований. Профессиональные игроки тренируются, а фанаты стихийно объединяются в кланы, играют и обсуждают новости киберспорта.
  3. Взрослые мужчины от 25 до 40 лет. Повзрослевшие подростки 90-х ностальгируют по молодости, разгружают мозг после работы, общаются с единомышленниками.

Компьютеры. Конфигурации собирают с перспективой на будущее, чтобы оборудования хватило на два-три года. В премиальных клубах работает такая техника:

  • Процессоры — не ниже Intel Core i5, в VIP-зонах — Intel Core i7 и Intel Core i9.
  • Видеокарты — GeForce GTX 2060 и 2080, GeForce GTX 3060.
  • Игровые мониторы с диагональю 24,5″ и 34″ частотой от 165 Гц.

В клубе Dizzy — мониторы Acer Nitro, мышки Razer DeathAdder V2 и клавиатуры HyperX Alloy FPS RGB. Фото Ильи Дмитриева

Мебель в клубах тоже специальная — игровая. Столы рассчитаны на несколько мест, системники обычно размещают над мониторами.

Системные блоки не мешаются в ногах и не занимают место на столе. Фото Максима Шубина

Вместо обычных стульев — кресла с эргономичной спинкой, регулируемыми подлокотниками и в «дышащей» обивке. Чем комфортнее играть, тем больше времени геймер проведет в клубе.

С 2011 года, как я стал собственником клуба, я постоянно что-то меняю. Происходит это так. У нас три зала: VIP, комфорт и стандарт. Мы покупаем новое железо в VIP-зал, оттуда техника переезжает в комфорт, из комфорта — в стандарт, а из стандарта распродаем. И этот цикл еще ни разу не остановился более чем на 6–8 месяцев. То есть за год стандартно происходят какие-то обновления.

В 2019 году мы и вовсе переехали в более просторный клуб. Сделали более широкие столы, заменили кресла. Оборудование — одиннадцатое поколение процессоров i5, 16 ГБ оперативной памяти, видеокарты RTX 3060. Мы отказались от жестких дисков, у нас есть центральный сервер. Это удобно, потому что теперь на всех компьютерах одинаковые версии игр, геймеры не тратят время на установку и обновления.

Максим Шубин, владелец компьютерного клуба Diamond, Оренбург

В 2011 году в клубе Diamond стояли простые офисные стулья, в 2022-м — крутые геймерские кресла с кучей регулировок, поясничной и шейной поддержкой. Фото Максима Шубина

Игры. Не сдают своих позиций CS и Dota 2. Хотя с выпуска первых версий прошло около 20 лет, эти дисциплины всё еще сохраняют первые строчки в Steam по количеству игроков. В списке популярных также Call of Duty, League of Legends, Overwatch, Fortnite и PUBG.

У клубов нет проблем с лицензиями — геймеры могут запускать любые свои игры из Steam

Цены. В клубах попроще можно поиграть за 50 рублей в час, в VIP-залах и дорогих заведениях с компьютерами последнего поколения — от 100 рублей в час. Ночью традиционно дешевле: за игру с десяти вечера до восьми утра возьмут 300–400 рублей. Для тех, кто играет часто и много, есть безлимитные абонементы. За 5–7 тысяч рублей в месяц можно приходить в любое время и играть сколько влезет.

Если играть хочется и дома, купите игровой компьютер. Тем более что комплектующие осенью 2022 года подешевели почти вдвое по сравнению с летом. А наши статьи про ПК и игры помогут их подобрать.

Что происходит сейчас. Как компьютерные клубы пережили карантин в 2020-м и уход иностранных компаний в 2022-м

За последние два года компьютерные клубы пережили не один кризис, и рынок растет уже не так активно. За 2019 год количество игровых в среднем по городам-миллионникам увеличилось на 80%, в Москве рост составил целых 250%. В 2020–2021 годах темпы открытия хоть и замедлились из-за пандемии, но число заведений всё равно росло — на 30–40% в год. По данным агрегатора LANGAME, к январю 2022 года в России работало уже более 2 тысяч компьютерных клубов.

Полный локдаун, который действовал на территории России с 22 марта 2020 года, пережили не все. Если в Москве клубы открыли двери для посетителей 1 июля, то в Хабаровске — 4 сентября, а в Якутске — только в ноябре. Не все были готовы столько времени платить за аренду впустую. Чтобы сохранить бизнес, собственники тратили свои накопления и продавали имущество. Кто-то начал сдавать игровые ПК в аренду, кому-то пришлось брать кредиты, чтобы остаться на плаву. Те владельцы, у которых была финансовая подушка, занялись ремонтом помещений и апгрейдом оборудования.

Московская сеть «F5 Центр киберспорта» начала сдавать ПК в аренду именно в пандемию и продолжает делать это до сих пор

В 2022 году новые клубы открываются реже, прирост за год составляет около 15%. Основная причина двукратного падения темпов открытия — уход с рынка иностранных производителей компьютерной техники и программного обеспечения. Например, бренды ASUS и Acer покинули Россию еще летом, NVIDIA — осенью.

Проблему с поставками владельцы клубов решили с помощью параллельного импорта. Зарубежное специализированное ПО для управления бизнесом заменили российским. А для оплаты площадок дистрибуции игр типа Steam и Epic Games завели карты иностранных банков, ведь количество клиентов в клубах не уменьшается. В сентябре 2022 года посещаемость выросла на 12% по сравнению с сентябрем 2021 года.

У нас ещё много всего интересного

Оставьте почту и получайте подборку лучших материалов от главного редактора раз в две недели.

Напишите, что вы думаете, или поделитесь своим опытом.

Чтобы оставить комментарий, нужно зайти в личный кабинет, у журнала и Ситилинка он общий.

1 комментарий
avatar

13 сентября

Блин, прямо ностальгия. Админил я в конце 90х -начале 2000х компьютерный клуб в на 1м этаже своего дома. И школоту прогуливающую помню с родителями постоянно вытаскивающими их из клуба и свои уже наверное в 10й раз обещания больше их не пускать ) И посиделки ночные были, шеф даже разрешал пускать бесплатно, если оставались свободные машины на ночь. А на Новый год вообще разрешил собраться в клубе и отмечать бесплатно. И графитчиков мы нанимали чтобы они в клубе стены разрисовали за месяц бесплатного посещения )

0
Похожие статьи
Сезон «Хоа-хоа-хоа»: на чем смотреть «Сумерки»
Сезон «Хоа-хоа-хоа»: на чем смотреть «Сумерки»
424
02.11.2024
/articles/sezon-hoa-hoa-hoa-na-chem-smotret-sumerki/
От динозавров до нашего времени: как менялись наушники за последние 100 лет
От динозавров до нашего времени: как менялись наушники за последние 100 лет
1379
16.08.2024
/articles/kak-za-poslednie-100-let-evolyucionirovali-naushniki/
Эспрессо по-немецки: история бренда Krups
Эспрессо по-немецки: история бренда Krups
4887
28.01.2022
/articles/espresso-po-nemecki-istoriya-brenda-krups/
Статьи раздела
Реально ли собрать игровой ПК по стоимости PlayStation 5 Pro?
Реально ли собрать игровой ПК по стоимости PlayStation 5 Pro?
1335
02.11.2024
/articles/realno-li-sobrat-igrovoj-pk-po-stoimosti-playstation-5-pro/
План на выходные: 7 топовых ритм-игр, которые заставят вас подвигаться
План на выходные: 7 топовых ритм-игр, которые заставят вас подвигаться
448
01.11.2024
/articles/plan-na-vyhodnye-7-topovyh-ritm-igr-kotorye-zastavyat-vas-podvigatsya/
Предварительный обзор MacBook Pro 2024: лучшие ноутбуки в истории Apple
Предварительный обзор MacBook Pro 2024: лучшие ноутбуки в истории Apple
1145
31.10.2024
/articles/predvaritelnyj-obzor-macbook-pro-2024-luchshie-noutbuki-v-istorii-apple/
Предварительный обзор Mac mini M4: лучший компактный компьютер в корпусе ТВ-приставки
Предварительный обзор Mac mini M4: лучший компактный компьютер в корпусе ТВ-приставки
2253
30.10.2024
/articles/predvaritelnyj-obzor-mac-mini-m4-luchshij-kompaktnyj-kompyuter-v-korpuse-tv-pristavki/