Как выбрать электровелосипед: спросили у курьеров, триатлета и владельца мастерской
Традиционные велосипедные прогулки полезны для здоровья, помогают поддерживать себя в форме и расслабляться. А вот для чего нужен электровелосипед и и в каких случаях он может стать оптимальным решением? Давайте разбираться.
Принцип работы электровелосипеда
Электровелосипед оснащен аккумулятором и мотором, которые позволяют развивать скорость до 25–35 км/час без использования педалей. На таком транспорте можно легко и быстро передвигаться по городу, шоссе и даже бездорожью.
HIPER Engine Fold X1 в цвете “Полуночный синий” — компактный складной городской электробайк.
Но возможность крутить педали у электровелосипеда тоже сохранилась — пригодится, если разрядится батарея или захотите провести кардиотренировку. Так что в зависимости от ситуации, ландшафта или задачи вы в любой момент можете переключиться между мускульной и электротягой.
Какие бывают электровелосипеды
Хотя общий принцип работы и элементы конструкции у всех электровелосипедов совпадают, существует несколько разновидностей, в зависимости от назначения.
Городские электровелосипеды
Самый популярный вид электровелосипедов. Их можно использовать как для прогулок, поездок по делам, так для разъездной работы. Для всех городских моделей характерны:
- доступность — их легко купить, и они сравнительно недорогие;
- компактность — такой велосипед легко складывается и переносится;
- удобство хранения — благодаря небольшому весу (26–28 кг) и малому диаметру колес (20 дюймов) такой велосипед можно хранить на балконе квартиры и не искать для него парковку.
Оставаясь экзотикой для обычного горожанина, электровелы уже давно стали повседневностью для курьеров, и именно их можно считать самыми опытными тестировщиками этого транспорта.
Современные складные электровелосипеды легко поместятся в багажник микролитражки и не займут много места в квартире
Своим мнением о модели HIPER Engine Fold X1 поделился курьер «Яндекс Доставки» Эрнест Чуркин:
— Первый плюс электровелосипеда — это быстрая адаптация к нему. Если вы уже умеете кататься на обычном велосипеде, вам не составит труда быстро пересесть на вариант с мотором. Второе преимущество — владельцу не нужна специальная физическая подготовка. Заряда хватает, чтобы качественно выполнять свою работу, тем более можно комбинировать или совмещать езду с мотором и педалями. Что еще можно добавить? Городские байки — это хороший и доступный вариант передвижения. У них адекватная стоимость, их легко хранить в квартире, пристегивать возле подъезда, в гараже. Я бы посоветовал обращать особое внимание на заряд аккумулятора, чтобы не оказаться с пустой батареей во время срочной доставки.
Спортивные электровелосипеды
Предназначены для длительных поездок по шоссе, трассам и городу. Например, модель ELTRECO XT 600 PRO обладает запасом хода до 45 км, а ее максимальная скорость 35 км/час. У него крупные колеса и прочная рама, что не мешает хранению или транспортировке.
Несмотря на свою скорость и габариты, спортивные велы хорошо управляются и неплохо себя чувствуют на участках с плохим покрытием. Правда, не стоит злоупотреблять бездорожьем, так как основная функция «спортиков» — передвижение по шоссе.
Мы попросили профессионального триатлета Евгения Крылова рассказать о спортивных электровелосипедах:
— Несмотря на то, что спортивные электровелосипеды достаточно безопасны, не стоит сразу же выезжать на оживленную трассу. Во-первых, там много машин, и неопытный водитель может растеряться. Во-вторых, езда по шоссе требует определенной физической подготовки. Спортбайк предназначен для быстрой езды в незнакомой местности, и здесь нужно умение долго держаться в седле, переносить жару, холод, ветер, и — обязательно — навык ориентироваться в пространстве.
Поэтому, если вы приобрели спортивный вел, сначала покатайтесь в городе. Это позволит вам прочувствовать байк, узнать свои слабые и сильные стороны. После того как вы привыкнете к велосипеду, начинайте выезжать на трассу. На первых порах хватит одного часа езды по оживленному шоссе. По мере того, как вы будете обретать уверенность, начинайте увеличивать дистанцию. Впоследствии спортивный электровелосипед станет вашим отличным другом и позволит путешествовать с минимальными усилиями.
Чем еще может быть полезен «спортик»? Иногда его можно использовать для тренировок. Для этого нужно выключить мотор и ехать на педалях. Это позволит повысить выносливость, так как такие велосипеды тяжелее обычных «шоссейников». А если вы приобретаете спортвел для отдыха, на нем легко можно отправиться в поход выходного дня на природу или в кемпинг.
- Максимальная скорость:35 км/ч
- Максимальная нагрузка:110 кг
- Мощность:350 Вт
- Диаметр колес:переднее 27.5 ", заднее 27.5
- Запас хода:45 км
- Количество скоростных режимов:7
Горные электровелосипеды
Используют для передвижения по бездорожью и пересеченной местности. У таких велосипедов тяжелые рамы, большие колеса и прочные амортизаторы — все это позволяет велосипедисту снизить тряску и не выпасть из седла. Горные байки редко имеют механизм сложения, их неудобно переносить и хранить в жилом помещении. Но с основной своей функцией они справляются отлично: обладая высокой проходимостью, они незаменимы для путешествий на природе.
Типы двигателей на электровелосипедах
Кроме предназначения, электробайки различаются и по типу двигателей.
Редукторный мотор. Самый популярный двигатель, который используется на недорогих велосипедах. Его мощность — в диапазоне 250–350 Вт, максимально доступная скорость у таких моделей — до 35 км/час. Редуктор расположен на колесе и не мешает самостоятельному передвижению с помощью педалей. Возможность подзарядки при вращении колес отсутствует.
Мотор-колесо с прямым приводом. Это более мощные двигатели, которые могут разогнать велосипед до 50 км/час. Прямые приводы надежнее редукторных и могут подзаряжать батарею от вращения колес, например при езде накатом под горку. Единственный их недостаток — они тяжелые, и если аккумулятор разрядится, крутить педали будет физически тяжело.
Кареточный мотор. Он расположен под каретками педального узла и позволяет легче управлять байком, хотя подобные двигатели не отличаются большой мощностью. Максимальная скорость у моделей с таким мотором — до 30 км/час. Если вы выбрали кареточный мотор, будьте аккуратны при езде по городским улицам и бездорожью: бордюры, крупные камни и кочки могут повредить двигатель.
На что обратить внимание при покупке электробайка
На первом этапе нужно определиться с целями. Если вам нужен электробайк для езды по городу, остановите выбор на недорогих моделях типа Hiper Engine Fold X1. Эти велосипеды хорошо подходят для езды по дорожкам, тротуарам, паркам и скверам. Они не требуют специального ухода, их легко хранить в квартирах, так как рама и рулевая стойка складные. На них можно ездить на работу или по работе — например, в службе доставки. Двигатель у городских байков может быть расположен как на заднем, так и на переднем колесе.
Если в ваших планах езда по бездорожью и шоссе, остановите свой выбор на спортивных или горных моделях. Такой велосипед должен обладать амортизаторами и прочной рамой. Мотор у спортбайков обычно находится на заднем колесе или по центру.
Аккумулятор. Следующий параметр, на который надо обратить внимание, — это аккумулятор. От его емкости зависит длительность поездки. Оптимальный вариант — литий-ионные батареи емкостью от 1000 mAh.
Двигатель. Для города подходят байки с мотором до 250 Вт. Они развивают хорошую скорость по асфальту, а для подъемов в гору можно помогать мотору педалями. На некоторых моделях — особенно спортивных и горных байков — встречаются моторы мощностью свыше 250 Вт. Для таких велосипедов понадобятся права, но об этом мы расскажем в следующей главе.
Тормоза. Современные электробайки оснащены дисковыми тормозами двух видов — механическими и гидравлическими. Преимущества дисковых тормозов перед обычными V-брейками — в плавности управления, устойчивости к засорению, быстром и безопасном торможении. К тому же они долго служат и берегут обод колеса.
Еще один важный аспект — защита. Не стоит пренебрегать своим здоровьем и надеяться на везение. Обязательно купите шлем, наколенники, налокотники и перчатки. Для байка приобретите замок и противоугонную систему — это сбережет ваш транспорт от вандалов и угонщиков.
На что еще обратить внимание при выборе электровелосипеда? Своим секретом с нами поделился курьер «Самоката» Олег Егоров:
— Когда я начинал работу курьером, старался нагружать себя заказами. Для выполнения плана мне приходилось колесить по городу на большие расстояния, что занимало много времени и сил. Как я облегчил свою работу? Купил электровелосипед. Во время поисков я протестировал несколько вариантов и остановился на городском байке ADO A20F Beast. Меня привлек в нем объемный аккумулятор емкостью 14500 mAh, это позволяет мне ездить по 70 километров в день. Соответственно, я сразу смог брать больше заказов и больше зарабатывать.
Поломки и ремонт
Стандартное ТО нужно электробайку один раз в полгода-год. Процедура включает:
- смазывание подшипников;
- смазывание и натяжение цепи;
- протяжку узлов и соединений;
- проверку или замену грипсов, подшипников, педалей, камер, покрышек.
Однако, как и любая сложная техника, электровелосипед требует внимательного отношения. Так, состояние аккумулятора напрямую зависит от условий его эксплуатации и хранения. Средний срок службы АКБ — 3–4 года, количество циклов зарядки — около 1000. Если соблюдать правила эксплуатации, то проблем с аккумулятором возникнуть не должно.
О том, как правильно хранить аккумулятор и что делать, если сломался мотор, нам рассказал мастер из сервиса «ВелоРемонт.рф» Иван Магдеев:
— После завершения сезона аккумулятор надо снять с велосипеда и убрать в теплое место. Примерно раз месяц его нужно полностью заряжать, чтобы он сохранял свои рабочие качества. Не рекомендуется оставлять батарею в холодном гараже или на балконе — морозы повредят аккумулятор, и восстановить его уже не получится. Не всегда поломки мотора связаны именно с деталями двигателя. Сначала нужно проверить проводку контроллера. Вполне возможно, что ее «пробивает», и это негативно сказывается на работе мотора. Также стоит протестировать датчики Холла в рукоятке газа и мотор-колесе. Если это не поможет, мастеру придется разобрать двигатель и провести детальную диагностику.
Сломавшийся контроллер лучше заменить: это будет быстрее и надежнее, чем его починка. Замены время от времени могут потребовать и мелкие комплектующие:
- подшипники;
- ручки тормоза;
- ручки газа;
- цепи;
- камеры.
Обычно поломки связаны с неправильной эксплуатацией деталей, истечением срока службы или аварией. Решается проблема заменой сломанных деталей.
На какие электровелосипеды нужны права
На электровелосипеды до 250 Вт с предусмотренным отключением привода на скорости свыше 25 км/ч права не нужны. Они считаются велотранспортом, который приводится в движение при помощи мускульной силы водителя.
Ездить на таких велосипедах можно с 14 лет, при этом передвигаться в городе можно по велосипедной или велопешеходной дорожке, полосе для велосипедистов либо по правому краю проезжей части. Если нет выделенной велодорожки, электробайк может передвигаться по обочине или тротуару.
А вот электробайки, моторы у которых мощнее 250 Вт, — это уже мопеды, и на них требуется оформление водительских прав категории М для мопедов и скутеров. Они выдаются с 16 лет после прохождения обучения и сдачи экзамена в ГАИ. Впрочем, если у вас есть права любой другой категории, то вы имеете право водить и мопеды. Но будьте внимательны — на мопедах можно ездить только в шлеме и только по правому краю проезжей части, полосе для велосипедистов или обочине, а вот велодорожки уже не для вас.
Яркий представитель таких электробайков — это ADO A28 Lite. Его максимальная скорость — 35 км/час, а запас хода — 100 км. Благодаря легкой алюминиевой раме он быстро разгоняется на шоссе и может преодолевать значительные расстояния на одном заряде аккумулятора. Правда, из-за мощного мотора на 500 Вт, он относится к классу мопедов.
Заключение
Современный электровелосипед — уже не роскошь, а повседневное средство передвижения. Он подойдет как для спокойных прогулок по городу, так и для спортивных мероприятий и походов выходного дня. Выбирайте модель по своему вкусу и наслаждайтесь поездками, но предварительно внимательно изучите правила дорожного движения в последней редакции, чтобы избежать штрафов или аварий.
Напишите, что вы думаете, или поделитесь своим опытом.
Чтобы оставить комментарий, нужно зайти в личный кабинет, у журнала и Ситилинка он общий.