Уроки музыки онлайн: как начать преподавать дистанционно
Композитор и преподаватель в Moscow Music School Андрей Данилов освоил дистанционную работу и перестал приглашать учеников домой. Он рассказывает, как с помощью техники и онлайн-программ продолжать эффективно работать из любого места.
Почему я ушел в онлайн
Я занимаюсь музыкой: пишу музыкальные иллюстрации и саунд-дизайн на заказ для 3D-студий и брендов и просто творю в свое удовольствие. Но главное, уже 7 лет, как я преподаю: веду начальные и продвинутые курсы для взрослых по теории, композиции и аранжировке в Moscow Music School (MMS).
До весны 2020 года я довольно скептически относился к преподаванию онлайн. В MMS у меня были лекции и семинары, а частные ученики приходили ко мне домой — на индивидуальные занятия. В какой-то момент почувствовал, что квартира превращается в проходной двор, и понял: пора что-то менять. Еще до того, как школа начала прием заявок на онлайн-курсы во время пандемии, я решил проводить эфиры для всех желающих в YouTube. Почувствовал в этом потребность. А затем запустил и онлайн-уроки для моих учеников.
Расскажу, как я подготовился к дистанционному преподаванию.
Основные инструменты
Микрофон. Необходим для хорошего направленного звука. Когда-то подруга отдала мне свой микрофон Shure beta 58A. Модель не новая, но меня всем устраивает. Микрофон однонаправленный. Это значит, что он не ловит посторонние звуки, и если я говорю в сторону, то тоже не слышно. Очень ценная опция, когда ведешь уроки из дома и живешь не один. Чтобы установить микрофон на столе, я заказал стойку ― самый дешевый маленький «журавлик» стоимостью около тысячи рублей.
Звуковая карта. Нужна, чтобы подключить микрофон к компьютеру. Перед приобретением посоветовался с коллегами и понял, что бюджетные аудиокарты (стоимостью до 12 тысяч рублей) мало чем отличаются друг от друга. Я выбрал модель, которой успешно пользуются многие мои коллеги, ― Steinberg UR22mkII. Она обошлась мне примерно в 8 тысяч рублей. С ее помощью можно не только подключить микрофон, но и записать звук инструментов. Например, я подключаю к ней электрогитару и записываю аранжировки. Если необходимости подключать инструменты нет, то можно купить USB-микрофон и обойтись без звуковой карты.
MIDI-клавиатура. Купил базовую модель с полноразмерными фортепианными клавишами примерно за 10 тысяч рублей ― Alesis V49. В ней четыре октавы, немного дополнительных регуляторов. С настройками разобрался быстро. Для уроков вполне подходит. Но сейчас мне хочется более профессиональную клавиатуру с лучшей чувствительностью и тонкими настройками. Какую ― пока не решил.
Наушники. У меня есть закрытые и открытые наушники. Закрытыми Sennheiser почти не пользуюсь ― мне в них тяжело работать долго (устает голова и уши), они подходят только для сведения музыки. А вот открытые Beyerdynamic DT 990 Pro 250 Ohm очень люблю и использую постоянно ― и для уроков, и для другой работы с музыкой. Они очень комфортные, с отличным объемным звуком.
Компьютер и телефон. Для уроков подойдет любой, главное ― хорошая встроенная камера (либо ее придется купить отдельно) c разрешением не меньше 720р. Я использую iMac, модель 2011 года с диагональю 27 дюймов. Прокачал его для работы со звуком с помощью дополнительных программ. Компьютер я не считаю специальным вложением в онлайн-преподавание, потому что покупал его 10 лет назад. Пока всё работает, камера на 720р тоже устраивает. Когда нужно показать ученикам мою руку на гитаре, в качестве второй камеры использую iPhone ― устанавливаю его напротив руки.
Онлайн-программы
Подобрать технику для работы онлайн оказалось проще, чем установить необходимое программное обеспечение. Мне пришлось гуглить и смотреть обучающее видео на YouTube. Вот на каких программах я остановился.
ChordieApp. Платное десктопное приложение ($25) для вывода фортепианной MIDI-клавиатуры на экран в режиме реального времени, чтобы ученики хорошо видели весь процесс. Мне нужно было только разобраться с роутингом звука и настройкой эфиров. Почему-то получилось не сразу.
OBS studio. Бесплатная программа для стриминга и записи видео с экрана. Нужна для записи уроков или отдельных фрагментов, чтобы пересматривать, разбирать ошибки. Знаю, что не у всех она работает корректно, и есть более продвинутые платные аналоги, но я решил попробовать эту. Изучил ролики об установке программы на YouTube, сделал всё по инструкции, провел тестовую трансляцию ― и получилось!
Zoom. Для групповых занятий в эфире идеален, хотя другие программы я не пробовал. Чтобы использовать Zoom без ограничений по времени, оплатил подписку (на тот момент она стоила $15 в месяц). Задача была сделать так, чтобы не было задержки звука ни у меня во время игры на инструменте, ни у аудитории при прослушивании. Отключить активную систему шумоподавления в Zoom получилось раза с третьего. Решил проблему просто методом перебора всех возможных вариантов настроек и нашел их магическое сочетание.
Как я работаю сейчас
Частных учеников я больше к себе не вожу ― онлайн-обучение оказалось удобнее и для меня, и для учеников и полностью себя оправдывает.
- Не нужно никого приглашать домой, а ученикам ездить.
- С правильно оборудованным рабочим местом, с нужными инструментами и программами содержание уроков не надо перестраивать, и на результаты учеников онлайн не влияет.
Не могу сказать, что они задают больше вопросов или им учиться онлайн сложнее: чтобы достичь успехов в музыке, надо регулярно заниматься самостоятельно.