NVIDIA RTX 3060 против 4060: стоит ли обновляться?
Илья Леготин
Болеет за красных
RTX 3060 появилась в начале 2021 года и быстро стала «народной» видеокартой. Она до сих пор тянет современные игры с максимальными настройками в 1080p, а иногда и в 1440p и занимает второе место по популярности среди пользователей Steam.
Летом 2023 года вышла GeForce RTX 4060 — решение среднего уровня в новой 40-й серии. При этом RTX 3060 не пропала из продажи, а стоимость обеих моделей оказалась примерно одинаковой. Насколько новая видеокарта мощнее в играх, стоит ли обновляться владельцам RTX 3060 и какую видеокарту выбрать, если только собираешь компьютер?
Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы взяли RTX 3060 и RTX 4060 от популярного вендора Palit и протестировали их в бенчмарках и современных играх.
Что по железу?
Наши RTX 3060 и RTX 4060 похожи друг на друга как братья-близнецы — одинаковые габариты и система охлаждения, разница лишь в железной начинке. В таблице приведены основные характеристики.
RTX 4060 уступает предыдущему поколению сразу по нескольким пунктам: количество ядер CUDA, которые отвечают за основную часть вычислений, объем видеопамяти и ширина шины, через которую видеочип взаимодействует с графической памятью. Зато превосходит по частоте и обладает более свежими версиями ядер для трассировки и тензорных ядер, которые работают немного быстрее.
Еще новая видеокарта потребляет заметно меньше электроэнергии — 115 Вт против 170 Вт у RTX 3060, а значит, должна меньше греться.
Голые цифры: сравниваем в синтетических тестах
Синтетические тесты позволяют сравнить видеокарты «в вакууме» и получить точный ответ, какая из моделей мощнее и насколько. Мы тестировали видеокарты на следующей сборке.
- Материнская плата MSI MAG B550 TOMAHAWK
- Оперативная память G.Skill RIPJAWS V 32 ГБ
- Процессор AMD Ryzen 5 5800X3D
- SSD Corsair Force Series MP600, 500 ГБ
- Блок питания Cougar GX-S750 750 Вт
- Windows 11
Мы испытали обе карточки в двух тестах: Unigine Superposition 1.1 и классический 3DMark версии 2.25.8056.
Тест Unigine Superposition 1.1 в 1080p
Тест Unigine Superposition 1.1 в 4K
Тест 3DMark (2.25.8056)
По результатам тестирования получается, что RTX 4060 обходит предшественника на 15–20%.
Наши результаты совпадают с тем, что NVIDIA обещала во время презентации RTX 4060 — примерно плюс 15–20% чистой производительности относительно модели прошлого поколения.
Заодно проверили в стресс-тесте Furmark, насколько новая видеокарта отличается по нагреву от предшественника. RTX 4060 нагрелась до 70 °C, а вот RTX 3060 прогрелась до 84 °C и ощутимо громче шумела. Учитывая, что системы охлаждения практически идентичны, это заслуга более совершенного чипа в RTX 4060 с меньшим энергопотреблением.
А что с играми?
Мощные видеокарты чаще всего покупают геймеры, поэтому для проверки производительности мы использовали три популярные игры с поддержкой технологии трассировки лучей: Cyberpunk 2077, Atomic Heart и Metro Exodus Enhanced Edition. Все игры тестировали с разрешением 1440p.
Cyberpunk 2077
Тестировали новую версию игры с патчем 2.0, в которой исправили многие проблемы вроде полиции, которая внезапно появлялась за спиной.
Высокие настройки без RTX
RTX 3060 в игре выдает в среднем 55 FPS, только пару раз за время теста счетчик упал ниже 45 FPS. Играть комфортно, задержек или статтеров не замечено. Картинка плавная, даже без RTX отражения и спецэффекты радуют своей красочностью.
RTX 4060 ощутимо выигрывает — получили в среднем 80 FPS, практически без просадок. Хотя, если не обращать вниманияе на счетчик кадров, играется всё точно так же, как и на RTX 3060.
Высокие настройки, RTX на минимум с отражениями
На RTX 3060 счетчик удержался на 50 FPS, не сильно отстав от предыдущего теста. Изображение стало чуть дерганее, но в целом ничего не поменялось.
Запаса производительности RTX 4060 не хватает, чтобы уверенно обойти предшественника, — получили в среднем 55 FPS. По сравнению с RTX 3060 разница минимальна, субъективно никаких отличий.
Высокие настройки, RTX максимум
RTX 3060 уже становится тяжеловато — счетчик не поднимался выше 30 FPS, периодически падая до 15 FPS в перестрелках и в самом начале уровня. Игра заметно подтормаживает, поэтому комфортным такой геймплей назвать нельзя.
RTX 4060 тоже напряглась, но смогла выдать уверенные 30–35 FPS с небольшими периодическими просадками. Играть всё равно некомфортно: трудно ориентироваться в бою, глазу заметны подергивания кадров. Еще видеокарта начала сильно шуметь, гул вентиляторов было слышно даже через наушники.
Высокие настройки, RTX максимум, DLSS-баланс
Со включенным DLSS картина заметно изменилась: на RTX 3060 получили красивую картинку и стабильные 60 FPS. Каких-то артефактов или искажений заметно не было, картинка плавная, красочная и с отражениями.
RTX 4060 вышла вперед и ощутимо, показав 75–80 FPS без задержек и искажений. Налицо заслуга новой версии DLSS 3, которая не только масштабирует картинку из более низкого разрешения, но и встраивает дополнительные кадры. Удивляет, как нажатием одной кнопки картинка из дерганой и тормозной превращается в плавную и ровную, причем без видимого снижения качества графики.
DLSS 3 работает только на видеокартах 4000-й серии, предшественник RTX 3060 поддерживает только DLSS 2 — без встраивания промежуточных кадров.
Atomic Heart
Игра поразила своей оптимизацией. По реалистичности картинки она не уступает Cyberpunk 2077, но при этом выдавала огромное количество кадров в любых условиях.
Высокие настройки без RTX
На RTX 3060 получили в среднем 110 FPS, но большую часть времени игра работала в 120 FPS. Тестировали игру на мониторе с 120 Гц, и она не может выдать частоту кадров выше, чем герцовка монитора. Если у вас более «быстрая» матрица, FPS может быть еще выше.
RTX 4060 внезапно выдала результат чуть хуже — 100 FPS в среднем. Возможно, игра не так хорошо оптимизирована под новую серию видеокарт, но в остальных режимах новая модель показала себя лучше.
Высокие настройки, RTX без теней и отражений
С рейтрейсингом на RTX 3060 частота кадров упала, но не так сильно, как мы ожидали, — получили стабильные 90–100 FPS. Играть более чем комфортно.
RTX 4060 с рейтрейсингом показала себя почти так же, как конкурент, — 95–105 FPS. Преимущество минимальное, и это, конечно, стыдно. От карты следующего поколения ждешь более высокие показатели.
Ультранастройки, RTX максимум
Даже когда выкрутили все настройки на максимум, RTX 3060 выдала 60–70 FPS с периодическими просадками до 55 FPS. Если не смотреть на графики и счетчики, эти просадки можно и не заметить, а игра при этом выглядит отлично.
RTX 4060 показывает себя заметно лучше — 90–100 FPS, но с регулярными просадками до 60–70 FPS на открытых локациях с деревьями. В помещениях FPS стремится к максимуму.
Ультранастройки, RTX максимум, DLSS-баланс
С DLSS на RTX 3060 получили 95 FPS с периодическими просадками до 85 FPS. RTX 4060 снова не смогла заметно превзойти модель 2021 года — стабильные 100 FPS.
Metro: Exodus
Несмотря на то что игра вышла в 2019 году, это до сих пор отличный бенчмарк для теста RTX-видеокарт. В 2021 году для нее вышло обновление Enhanced Edition, в котором добавили полноценную трассировку лучей освещения: фонарик, лампы и все другие источники светятся, отражаются от поверхностей и отбрасывают тени, как в реальной жизни. В других играх обычно рейтрейсинг применяют только для отдельных источников света или некоторых теней и отражений.
В Metro: Exodus Enhanced Edition нет режима без трассировки лучей, поэтому проверяли только разные уровни качества RTX.
Высокие настройки, RTX базовый
С RTX 3060 счетчик кадров не поднимался выше 70 FPS и периодически падал до 60 FPS. С такими настройками оказалось сложно заметить все прелести реалистичного освещения, пришлось покадрово сравнивать игру с RTX и старую версию без трассировки лучей.
На RTX 4060 FPS держится на уровне 85 — в этот момент задействовано 6 ГБ видеопамяти, то есть запаса почти нет. Картинка при этом очень приятная и детализированная, ни одного лага или статтера не было замечено.
Высокие настройки, RTX максимум
С такими настройками производительность игры на RTX 3060 уже не так радует — получили 55 FPS с просадками до 35 FPS. Подтормаживания бывают редко, поэтому в таком режиме можно комфортно пройти всю игру.
RTX 4060 дает плавную и красочную картинку с 60+ FPS. Просадки тоже были, но не такие серьезные и малозаметные — до 45 FPS.
Высокие настройки, RTX максимум, DLSS-баланс
После активации DLSS количество кадров на RTX 3060 выросло почти в два раза — до 85 FPS. Отражения остались, RTX работает на полную, а тормозов нет — чудеса. Артефактов или искажений текстур тоже не было замечено.
RTX 4060 справилась еще лучше, счетчик кадров застыл в диапазоне 100–110 FPS — более чем достойный результат. Никаких проблем и искажений не замечено, картинка идеальная.
Вердикт
В базовых режимах качества графики — без активации трассировки лучей и умного масштабирования DLSS — преимущество новой RTX 4060 относительно прошлого поколения незначительное. При включении RTX и DLSS новинка раскрывается заметно лучше: прирост производительности может достигать 50%. Очевидно, архитектуру нового поколения видеочипов NVIDIA разрабатывали с расчетом на то, что в новых играх эффекты на базе трассировки лучей и интеллектуальное масштабирование DLSS будут использоваться всё чаще.
Владельцам RTX 3060 нет смысла обновляться на новую RTX 4060 — получите плюс 10–20 FPS с теми же настройками. Лучше подождать следующее поколение RTX, а если хотите больший запас производительности или трассировку в сочетании с высоким разрешением во всех играх уже сейчас — смотрите в сторону старших моделей вроде RTX 4070 и выше.
Если у вас RTX 2060, модель из старых поколений вроде GTX 1060 или вы собираете компьютер с нуля, покупайте сразу RTX 4060. В большинстве случаев она стоит как RTX 3060 или на 2–3 тысячи дороже, но при этом получите средний счетчик FPS на 10–20% выше или сможете оценить рейтрейсинг в большем количестве игр.