Небо, самолет, дедушка. Как камера помогла пенсионеру стать пилотом
63-летний Юрий Михайлович с детства увлекается авиацией. В армии он обслуживал самолеты и грезил о работе летчика-испытателя, но она оказалась невозможной из-за проблем со зрением. Спустя десятилетия мечта сбылась — и в 50 лет Юрий Михайлович стал зарегистрированным пилотом. Теперь он летает — правда, не за штурвалом самолета, а с помощью авиамодели с установленной камерой. Юрий Михайлович рассказывает, как пришел к своему увлечению и что для этого понадобилось из техники.
Как всё началось
Мне 63 года, конструированием самолетов я увлекся еще в детстве. В пятом классе записался в кружок авиамоделирования, и с тех пор моя жизнь постоянно пересекается с самолетами. Когда призвали в армию, я пошел служить в авиацию. Мечтал стать летчиком-испытателем, но не смог из-за проблем со зрением — в итоге летал, пусть и в кабине, и обслуживал железных птиц. Это было невероятно интересно.
После армии я переехал в Москву, окончил техникум, женился и стал отцом. О самолетах пришлось забыть. Приходилось много работать и помогать жене, ведь бабушек и дедушек, которые могли бы сидеть с дочкой, у нас не было.
Модели я запускаю в поле на окраине Москвы и в Ярославской области. Мои модели можно запустить с руки, для более тяжелых самолетов поле выкашивают, чтобы получилась настоящая взлетно-посадочная полоса
В 2006 году в Москве стали появляться первые магазины с радиоуправляемыми моделями самолетов и вертолетов. К тому времени дочь выросла, отучилась и устроилась на работу. Я купил несколько простых вариантов самолетов, вспомнил детский опыт моделирования и стал мастерить свою первую взрослую модель. Вырезал ее из пенопласта и приклеил к каркасу из деревянных линеек. Дополнительные механизмы купил на радиорынке и в интернете. И понял, что моделирование меня снова затягивает.
Видеошлем, черные ящики и другая начинка
Уже тогда это было хобби не из дешевых: на первый самолет ушло около 20 тысяч рублей. Самое дорогое — начинка модели. Список внушительный. Нужны:
- двигатель,
- автопилот,
- рулевые машинки,
- GPS-приемники,
- аккумулятор,
- камера для управления,
- передатчик видеосигнала,
- приемник системы управления,
- сам пульт управления,
- наземная станция с батареей и штативом.
Еще понадобится видеошлем (самодельный обошелся мне примерно в тысячу рублей, готовый стоил 3–4), чтобы получать телеметрию для управления и смотреть трансляцию из кабины, две антенны — на 433 МГц для управления и на 1,2 ГГц для видеосигнала.
Улучшить качество сигнала помогает настройка антенн. Сделать это можно с помощью осциллографа
Для модели, как и настоящего самолета, нужны черные ящики — они ведут запись полета с телеметрией. Также к наземной станции нужно подключить 7-дюймовый планшет или телевизор — компактное устройство дает ощущение управления самолетом, еще его удобно перевозить и собирать в полевых условиях. Можно использовать ноутбук, но это не очень удобно: стоит он дороже, а аккумулятор при работе на улице садится слишком быстро. Есть возможность подключить смартфон, но для этого потребуется докупить к наземной станции Bluetooth-модуль.
Приемник радиоуправления я сделал сам. Цены в магазинах на эти устройства начинаются от 700 рублей и могут доходить до 15 тысяч рублей
Главное — камера
Камера — важный элемент для авиамодели. Прежде всего она нужна, чтобы вернуться на место взлета по наземным ориентирам, когда теряется сигнал. Поэтому перед полетом я обязательно изучаю местность по картам и спутниковым снимкам. Но самый главный плюс камеры — она дарит ощущение полета. Можно смотреть на природу и небо с высоты птичьего полета, оставаясь рядом с наземной станцией, к которой подключен небольшой экран. Еще для многих камера — это увлекательный способ управления самолетом. Оценить масштабы увлечения можно, набрав в поиске YouTube аббревиатуру FPV (First Person View — вид от первого лица).
Свои модели я запускаю в поле на окраине Москвы и в Ярославской области. Летать за городом намного приятнее, чем в его пределах. Поэтому в этих местах собирается множество авиаторов с очень разным оборудованием. У кого-то, как у меня, самодельные самолеты, у кого-то полупрофессиональные модели и коптеры. В летную погоду небо заполняют жужжащие агрегаты, которые выполняют пируэты. Здесь я налетал не один десяток часов.
На сборе авиамоделистов можно встретить различные конструкции летательных аппаратов — от полупрофессиональных дронов до планера, построенного по схеме «летающее крыло»
По мере роста интереса к увлечению я стал заказывать уже вырезанные и формованные модели самолетов, которые нужно было лишь оснастить механизмами. И всё же самый любимый самолетик я сделал сам, догадавшись, что хороший корпус получится из потолочного пенопласта и скотча. Благодаря небольшой массе эта модель летает как птица.
Так выглядит самолет из потолочной плитки. Для надежности крылья, фюзеляж и руль высоты обклеены скотчем
Полет в светлое будущее
В последние годы на окраинах Москвы появилось много новостроек, и места для полетов почти не осталось. К тому же, с некоторых пор авиамодели нужно регистрировать в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Так что теперь у моих самолетов есть номер, а я зарегистрированный пилот.
Сейчас у меня подрастают внуки. Я хочу брать их с собой на полеты и научить управлять самолетами. А еще мечтаю о новом самолетике, который будет летать еще лучше и дальше, и о новом оборудовании с цифровой передачей.