Метаверс-стратег: каждый день ухожу работать в VR, и вот чем я там занимаюсь
913
22.10.2024

Метаверс-стратег: каждый день ухожу работать в VR, и вот чем я там занимаюсь

Виртуальная реальность началась с развлечений и до сих пор с ними ассоциируется — ведь люди покупают VR-шлемы и очки в основном для игр. Но у таких устройств есть и другие сценарии использования. И тот факт, что технологии погружения в виртуальный мир пока не идеальны, не мешает тысячам людей получать от них пользу уже сейчас.

О том, как можно использовать VR-гаджеты в работе, учебе и занятиях спортом, рассказывает исследователь виртуальной реальности и автор телеграм-канала «Метаверсошная» Ольга Кай.

Кто я и что использую для попадания в VR

Совсем скоро технология VR станет массовой — то есть нужной всем, а не только геймерам. Гаджет будущего — это легкие очки с прозрачными стеклами, которые мы носим весь день и которые позволяют нам общаться, работать, учиться и играть в 3D-формате. Но такие устройства — вопрос ближайших 15 лет, пока нам недоступны идеальные VR-шлемы. Хотя и сейчас они позволяют делать много полезного, а не только играть в игры.

Я использую виртуальную реальность в своей работе. Моя позиция называется метаверс-стратег, я работаю в арт-галерее, и для меня VR — это не инструмент, а скорее рабочее пространство.

Галерея занимается поддержкой уличных художников и продает «физическое» искусство. Метаверс — это способ рассказать о ней и ее коллекции большему количеству людей. Мы создаем виртуальные миры, которые помогают погрузиться в идеи наших художников, проводим там экскурсии, делаем съемки роликов для соцсетей, а также устраиваем фиджитал-мероприятия (связываем офлайн и метаверс через двунаправленную трансляцию).

Одна из наших локаций. Я в голубом платье

Чтобы попадать внутрь виртуального пространства, я использую:

  • шлем виртуальной реальности Oculus Quest 3;
  • ПК с мощной видеокартой Nvidia GeForce RTX 4090, к которому подключаю шлем по Wi-Fi;
  • Full Body трекеры (3 штуки), которые крепятся на ноги и живот и позволяют отслеживать движения тела полностью, а не только его верхней половины;
  • две базовые станции, позволяющие отслеживать трекеры.

Сценарии в VR для работы

Я бы разделила рабочие сценарии в VR на две большие категории:

  • виртуальная реальность как пространство, в котором происходит работа;
  • виртуальная реальность как инструмент (то есть когда конечный итог с VR может быть никак не связан).

Первый сценарий — это то, как работаю я. Я провожу мероприятия в метаверсе, организую там съемки материалов и коллаборации с разными институциями, использую это пространство для исследований, читаю там лекции.

Я знаю и других людей, которые работают внутри VR: перформеров, выступающих на разного рода ивентах, фотографов и видеооператоров, которые снимают эти ивенты, преподавателей, которые ведут уроки внутри метаверса, — например, репетиторов по английскому или учителей танцев, художников, создающих и выставляющих свои произведения внутри, актеров, играющих в иммерсивных постановках.

Работа российской VR-художницы Нади Бей. Источник - https://t.me/irrealart

Но все же чаще VR используют именно как инструмент. Есть много приложений, которые нацелены на офисное взаимодействие и тренировку различных рабочих сценариев, на коллаборативное создание цифровых объектов — дизайна, архитектуры городов, маршрутов и так далее. Расскажу про эти сценарии подробнее.

Тренировка публичных выступлений

Представьте: вы стоите на сцене, безжалостный свет софитов бьет в лицо. На вас смотрит сотня глаз, и нужно выступить с презентацией. Сердце уже колотится? А что, если эта сотня глаз, софиты, да и вся сцена — ненастоящие? Хотя ваш мозг уверен, что все абсолютно реальное. Именно на этой уверенности построены современные тренажеры публичных выступлений с ИИ, такие как Ovation VR или VirtualSpeech.

Зайдя в приложение, вы выбираете ситуацию, которую хотите разыгрывать. Там есть публичные выступления на сцене, общение с коллегами в переговорке, продажи клиенту в офисе и так далее. После этого вы оказываетесь в выбранном окружении в компании ИИ-персонажей.

Один из моих диалогов в VirtualSpeech

Вы начинаете диалог, а персонажи вам отвечают. По окончании упражнения искусственный интеллект анализирует все, что вы делали: сидели как истукан или жестикулировали, какая у вас была скорость речь, много ли в ней слов-паразитов и так далее.

Я практикую в этих приложениях свой английский и могу сказать, что они прекрасно помогают «разболтаться», если у вас были перерывы в практике.

Однажды мне нужно было выступить на научно-практической конференции и рассказать про то, как мы объединяем метаверс и физическое искусство. Это задача намного сложнее, чем просто разговор на английском. Сам текст выступления у меня был готов, но насчет предполагаемых вопросов аудитории я была не уверена. Поэтому попросила виртуальных собеседников в Ovation VR потренировать меня вопросами. В приложении можно было даже выбрать функцию «недовольства», чтобы ИИ-собеседники устроили настоящую словесную «прожарку».

Интерфейс приложения Ovation VR и зал на 48 человек (размер аудитории тоже можно выбирать)

Это помогло подготовиться, а один из вопросов моей виртуальной аудитории (про сложности такого рода проектов) позже даже совпал с заданным во время моего реального выступления.

Работа за виртуальным монитором

Те, кто много работают за компьютером, знают, как тяжело подобрать себе удобное устройство. С ноутбуком приходится постоянно наклонять голову, и затекает шея, а десктопы не мобильны, и с ними нельзя сменить дислокацию и перебраться, например, в соседнюю переговорку. VR-шлемы позволяют «повесить» перед глазами столько мониторов, сколько нужно, а также держать голову прямо.

Идеальный вариант? Такого пока, к сожалению, нет. Шлемы все еще слишком тяжелые, а разрешение линз не идеально для комфортной работы — картинка слишком нечеткая (у моего шлема Oculus Quest 3 разрешение 2064×2208, и весит он полкилограмма). Впрочем, некоторые программисты используют гарнитуру Apple Vision Pro и утверждают, что им в ней комфортно работать часами. Разрешение в Vision Pro и правда великолепное — 3660×3200, но весит она даже больше — 650 граммов. И стоит почти в семь раз дороже Quest 3. В общем, шлемы — решение не для всех.

Так выглядела бы работа с устройством Spacetop G1 — ноутбуком с очками вместо экрана

Но прогресс не стоит на месте, и на рынке стали появляться устройства типа Spacetop G1 — ноутбука с технологией дополненной реальности вместо монитора. Экран там заменили AR-очки. Увы, этот амбициозный проект в связи с дороговизной разработки и производства таких устройств был приостановлен. Сейчас компания Sightful, работавшая над проектом Spacetop G1, переориентировалась на разработку «виртуального» софта для ПК.

Виртуальная переговорка

Кроме использования VR-шлемов вместо мониторов, есть и другие интересные способы работать в виртуальной реальности. Например, Horizon Workrooms — это копия переговорки, где можно писать на доске, клеить стикеры, устраивать мозгоштурмы и выводить экран вашего компьютера прямо внутри приложения.

Так выглядит работа в приложении Horizon Workrooms

Также в Workrooms есть интеграция с Zoom, которая позволяет подключаться к вашим рабочим встречам в VR даже людям без шлема — просто запустив на своем компьютере Zoom.

Создание прототипов новых продуктов

Приложение Gravity Sketch позволяет создавать 3D-модели и различные наброски в пространстве — в режиме VR или смешанной реальности. Отлично подходит для создания скетчей и прототипов новых продуктов. Большой плюс в том, что можно работать над одним скетчем вместе с коллегами.

Создание скетча в смешанной реальности. Источник: Wired

Я пользовалась этим приложением для создания наброска сцены — для мероприятия с декорациями. И это было очень полезно. Потому можно было создать сцену в уменьшенном масштабе, а потом уменьшить себя и поставить на место зрителя. Правильное соотношение себя и сцены позволило понять, как все будет выглядеть в жизни и не загородят ли декорации что-то важное.

Сценарии в VR для учебы

Одно из самых обширных применений VR — это обучение. Здесь большой выбор вариантов:

  • симуляторы (управления автомобилем, полетов на самолетах, приготовления еды, игры на барабанах или пианино и даже сварки);
  • наглядные лекции на различные темы (астрономия, медицина, математика и так далее);
  • интерактивное обучение с реальными живыми преподавателями (английский, обучение в рамках внутренних курсов университетов);
  • воссоздание различных ситуаций с последующим ИИ-анализом — чаще всего это ораторское мастерство, переговоры, продажи.

Лекции в Оксфорде и Стэнфорде

Много образовательного контента можно найти на социальных VR-платформах в открытом доступе. Например, одной из таких платформ является Engage XR.

Это платформа для проведения встреч, образовательных мероприятий и корпоративного обучения. Сейчас ее используют больше 200 школ и университетов, в том числе Стэнфордский и Оксфордский университеты, и другие учебные заведения.

Внутри платформы — инструменты для проведения курсов и виртуальных тренингов на разных языках (зависит от организатора). В виртуальных комнатах преподаватели проводят занятия, взаимодействуя с другими участниками, а сами пользователи могут создавать собственные мероприятия и адаптировать пространство под свои нужды.

Есть множество открытых лекций и обучающих программ, доступных для всех пользователей, — много чего можно попробовать в формате бесплатного демо. Для этого нужно зарегистрироваться на платформе, а затем скачать приложение на VR-шлем, ПК или смартфон. Внутри в списке открытых для посещения миров есть те, которые демонстрируют образовательный контент.

Так выглядит лекция по медицине от Оксфордского университета

Некоторые публичные события и пространства в Engage XR доступны бесплатно. Платная подписка предназначена для тех, кто хочет создавать свои мероприятия и использовать дополнительные инструменты. Она стоит $9,99 в месяц, поддерживаются английский, китайский, корейский, французский и немецкий языки. Использовать платформу могут как частные лица, так и корпорации (расценки и технологические возможности для крупных проектов команда EngageXR обсуждает в отдельном порядке).

Уроки английского языка

Из любой точки мира можно присоединиться к курсам английского языка в Engage XR от школы Gold Lotus. Их уроки проходят с живым преподавателем в виде разыгрывания сценок в разнообразных окружениях. И учитель, и ученик надевают VR-шлемы и попадают внутрь виртуального мира. Это может быть любой готовый мир, а может — специально созданный под определенную тему. Платформа позволяет собирать разные локации из готового набора 3D-моделей, даже не снимая шлем.

У Gold Lotus есть партнеры в разных странах, которых обучают преподавать в VR

Окружение и иммерсивность играют большую роль в процессе — например, вы оказываетесь в квартире, преподаватель берет предметы в руки и называет их.

Возможность получить профессию сварщика

Тренировать ораторские или другие «мягкие» навыки в VR легко, но что насчет физических задач? Однажды в моем телеграм-канале был бурный спор про сварку. Сварка была выбрана случайным примером навыка, для которого совершенно точно не подойдет VR. Ведь там важно чувствовать вес аппарата, нажим и другие чисто физические характеристики.

Каково же было наше удивление, когда мы нашли приложение OcuWeld, которое не просто создано для обучения сварщиков, но и используется в настоящих школах сварки в США (Tulsa Welding School).

Так выглядит приложение OcuWeld, внутри которого можно выучиться сварке

К сожалению, пользоваться этим приложением, не поступив в одну из школ, нельзя — VR-обучение на данный момент используется только в связке с физическим обучением.

Кроме сварки, есть приложения для обучения оператора погрузчика, персонала сферы быстрого питания, специалиста системы водоснабжения и многих других.

Сценарии в VR для занятий спортом

Другой часто используемый кейс в VR — это спортивные тренировки. Механика занятий во всех приложениях примерно одинакова: играет бодрая музыка, в вас летят какие-то предметы, а вы должны по ним бить и периодически уворачиваться. Гарнитура отслеживает движения головы и рук и поэтому понимает, успеваете ли вы делать то, что требуется. Также есть варианты с танцами.

Количество сожженных калорий за время спортивной активности VR-шлем тоже умеет считать.

Соревновательный эффект

Одно из самых популярных приложений подобного рода — FitXR. Для начала оно предлагает немного разогреться — подвигать разными частями тела под музыку и потянуться. Я этот этап обычно пропускала, за что поплатилась сорванной спиной. Не надо так!

Далее можно выбрать одну из тренировочных программ: танцы, бокс, боди-комбат и их разные вариации. Имеются разные уровни сложности и есть возможность выбрать тренера, который составит программу тренировки и будет подбадривать вас голосом, пока вы занимаетесь.

Так выглядит приложение изнутри. Источник: Wired

Чтобы заниматься было интереснее, в FitXR есть мультиплеер и лидерборд. То есть рядом с вами занимаются другие игроки (хотя вы и не можете поболтать — только видите друг друга), а результаты в конце каждой сессии вы все вместе изучаете на доске.

Это здорово усиливает азарт, но может быть и травмоопасно. Чем сильнее бьете — например, на тренировке по боксу, — тем больше очков получаете, но и шанс чего-нибудь себе потянуть тоже увеличивается.

Тренировки в группе

Хочется большего человеческого взаимодействия? Можно пойти на социальные платформы вроде VRChat и найти там группу людей, которая занимается спортом. Русскоязычное сообщество VRChatRU, например, проводит регулярные тренировки для всех желающих. Со стороны это похоже на обычную зарядку.

Тренировка в VRChat

Тренер (живой человек и, как правило, энтузиаст) говорит и показывает, что нужно делать. Группа повторяет за ним — все как в жизни!

Другая история — занятия танцами, которые организуют VR-танцоры. Существуют даже целые организации, например VR Dance Academy, которую основала знаменитая VR-танцовщица Dust Bunny. Ученики занимаются танцем живота, латинскими, бальными, джазовыми танцами и другими направлениями. Стоимость занятий — от 10 долларов в месяц.

Так выглядит в VR занятие бальными танцами

Но терять калории помогают любые подвижные игры, в том числе самая популярная VR-игра Beat Saber, в которой нужно резать летящие на тебя кубики под музыку. Главное — чтобы было весело!