Километры проводов и электроорган: как устроен джаз-клуб
4474
01.06.2023

Километры проводов и электроорган: как устроен джаз-клуб

Съездили в гости в джаз-клуб Алексея Козлова и узнали, без какой техники не обойтись во время концертов и трансляций

Джаз-клуб Алексея Козлова появился в 2012 году. С 2017 года он занимает историческое здание в центре Москвы. В помещении три сцены, и каждый месяц здесь проходят более 120 концертов. Еще одна сцена расположена в другом здании, на Мясницкой улице, там бывает около 60 концертов в месяц.

Часть выступлений транслируется бесплатно в прямом эфире для всех желающих приобщиться к хорошей музыке. Никита Белых, технический директор клуба, рассказал, как устроена и работает система прямых трансляций.

Провода по всему зданию

На этапе ремонта построенного в 1896 году здания на Маросейке его адаптировали под особенности джаз-клуба. Так как беспроводная передача не дает нужной для профессионального аудио и видео стабильности сигнала, пришлось проложить очень много проводов. Только на третьем этаже понадобилось больше километра витой пары.

Кабели повсюду, но больше всего их скрыто под потолочными панелями. Сложно сказать, сколько всего проводов проложили, но речь идет о десятках километров.

В здании три концертных площадки, и у каждой свои особенности.

Main Stage, или главная сцена, расположена на третьем этаже и способна принять около 165 гостей. По меркам подобных клубов это много.

Если говорить о звуке, то тут мощная акустическая система и большая часть коллективов подключает к усилителям все инструменты. Поэтому здесь играют не только джаз, но и фьюжн, соул и даже рок.

Мансарда на четвертом этаже поменьше, вмещает 100 гостей, здесь усиление звука не такое мощное, как на главной сцене. Соответственно, звучание получается более акустическое. И так исторически сложилось, что free jazz играют в основном тут.

Но не только джаз. Сейчас здесь стоит дорогой и редкий электроорган Hammond с динамиком Lesley, сделанный в 1960-х. Таких всего несколько в Москве, а конкретно на этом четыре раза играл Джон Лорд, когда группа Deep Purple приезжала в Россию. Изначально Hammond создавался как альтернатива духовым органам, но в итоге оказался востребован среди клавишников в джазе и рок-музыке.

Легендарный электроорган Hammond с динамиком Lesley слева от него

Сцена The Beat самая маленькая, находится на втором этаже и рассчитана на 80 гостей. Здесь звук максимально акустический, то есть звучание инструментов усиливается минимально. Через микрофоны подзвучиваются только вокал и фортепиано.

Как организованы бесплатные трансляции

Каждый день из джаз-клуба ведутся прямые трансляции концертов. Они бесплатные, и это одна из особенностей площадки. Это дает возможность наслаждаться музыкой и тем, кто физически не может посетить клуб. Были опасения, что бесплатные трансляции снизят посещаемость, но этого не случилось. Практика показала, что они никак не влияют на число гостей.

Трансляции ведутся с главной сцены, на ней проходит больше всего концертов

Видео пишет одна камера, висящая под потолком по центру зала: BlackMagic Production Camera 4K с объективом Samyang 24mm f/1.4. Основная проблема таких трансляций — это свет, так как слишком ярко освещать музыкантов нельзя. Приходится выверять освещение сцены и светосилу объектива.

Затем картинка по кабелю попадает в устройство видеозахвата BlackMagic. В нем цифровой сигнал преобразуется в цифровой код, чтобы компьютер обычную камеру увидел как веб-камеру. Звук для трансляции забираем из двух источников: микшерский пульт и два микрофона ​​AKG Perception Live P17 в зале, которые находятся рядом с камерой.

Следующий пункт — программа для записи видео и потокового вещания. В джаз-клубе используется бесплатная программа Open Broadcaster Software, в ней удобно кадрировать картинку, наложить логотип и на выходе получить ключ потока, по которому можно транслировать видео в 15 сервисах. Трансляции ведутся на сайте клуба, в YouTube и ВКонтакте. Еще клуб делает резервные записи, в месяц это около 750 Гб.

Кстати, особенность работы с живым звуком — это полное отсутствие HDD-накопителей. Они не подходят из-за тряски и музыкальных вибраций, которые мешают работе шпиндельных двигателей. Поэтому мы используем только SSD-накопители.

Управляем трансляциями через iMac

Кажется, что система прямых трансляций устроена просто. Это так и не так одновременно. С одной стороны, ничего трудного в ней нет. Достаточно купить нужное оборудование, правильно всё расположить, подключить и настроить.

Но сложность в том, что нюансов много. Да и само оборудование недешевое. Например, понадобится камера с 4К и устройство видеозахвата с 4К.

Так как систему трансляций мы создавали под свои нужды с четким пониманием, что и как должно работать, то кардинально что-то менять не приходилось. Однако команда ее постоянно модернизирует.

И обязательно перед каждым концертом проверяется всё оборудование в зале, в том числе и система прямых трансляций.

Оборудование на главной сцене

Концертное оборудование делится на райдерное и нерайдерное. Часть оборудования, прежде всего инструменты, музыканты привозят на свои концерты сами. К остальному оборудованию на сцене у каждого исполнителя могут быть собственные требования, так называемый райдер. Например, могут попросить такой усилитель, каких в стране лишь несколько экземпляров.

Из нерайдерного оборудования у нас есть электроорган Hammond и колонка Lesley.

Также на главной сцене находится трансляционное оборудование. В зале — 15 телевизоров, проектор и 30 трансляционных колонок.

Во всех залах клуба на телевизоры выводятся записи прошедших концертов, афиши предстоящих и информация о самом клубе. Во время концертов на экранах можно увидеть прямую трансляцию.

Каждая клубная сцена укомплектована базовым оборудованием, музыкантам достаточно привезти только инструменты

Операторская — мозг главной сцены

Центр всего — операторская, откуда управляется всё оборудование в зале с главной сценой. Весь концертный звук управляется с микшерского пульта Yamaha CL 3, а аудиоматрица DBX Zone Pro регулирует фоновый звук. Здесь расположен и iMac, с которого ведутся прямые трансляции. Другими задачами мы его не нагружаем, чтобы не снижать стабильность системы. Выбрали его из-за надежной работы и не прогадали — iMac работает с 2015 года.

Еще в операторской расположен USB/MIDI-контроллер Akai APC 40 для управления светом в зале и на сцене. Ноутбук Lenovo IdeaPad для управления и специальный распределитель питания Digilab BSP-825 Powertrack.

Как выбираем оборудование в клуб

Так как в клубе каждый день проходят концерты, оборудование изнашивается быстро. И технику мы выбираем по ресурсу и ремонтопригодности. Для нас важна возможность отремонтировать телевизор или динамик, а не покупать новый. Еще лучше, если можно заменить отдельно деталь, а не всю плату целиком. И конечно, сейчас важна доступность техники и запчастей для нее на рынке.

Например, все телевизоры в клубе бытовые. На главной сцене это Samsung. Экраны на лестнице и в коридоре — это отдельная сеть, состоящая из восьми телевизоров LG. По нашему опыту, телевизоры LG и Samsung — самые ремонтопригодные и ходовые. Все телевизоры объединены удлинителями по витой паре, сигнал на них идет от одного источника через HDMI-сплиттер. На них мы показываем афиши клуба.

Телевизоры включены по 12 часов ежедневно, в таком режиме они выдерживают по 1–1,5 года. Потом их надо чинить и менять часть деталей. Так они проработают еще 3–4 года. Все экраны, на которых крутятся афиши клуба, работают с момента открытия, то есть с 2017 года.

Вертикальные экраны с афишами на лестнице — это бытовые телевизоры LG с диагональю 40–42 дюйма

С 2017 года работает и проектор, который висит в главном зале. Мы выбрали лазерную модель бренда NEC, так как ресурс у него гигантский.

Но не всё оборудование у нас профессиональное и дорогое. К примеру, в зале расположены не слишком затратные студийные мониторы JBL LSR 300/306 Mk2, они же транслируют и фоновый звук.

Лазерный проектор NEC P502HL уже не производят, но у нас он трудится без нареканий

Техподдержка и ремонт

Я рассказал лишь о части оборудования, которая относится к трансляциям и звуку. Но есть еще музыкальные инструменты, звуковое оборудование на сцене и прочие мелочи. Всё это постоянно надо чинить, обслуживать и регулярно менять лампы в ламповых приборах. И этим мы занимаемся сами. Плюс к этому фортепиано периодически требуют настройки и иногда замены клавиш, пластик и металлические стойки на барабанах надо обновлять. К примеру, световые приборы мы ремонтируем раз в 1–2 месяца, а вакуумные лампы меняем в гитарных усилителях примерно раз в год.

Прямо во время нашего визита в клуб в зале The Beat мастер настраивал фортепиано

Работа клуба поддерживается силами моей команды, в которой 22 человека. Это техники и звукорежиссеры. Конечно, они все не находятся постоянно в клубе. Обычно в клубе присутствуют трое-четверо из них, а на Мясницкой справляется один человек.

Есть у клуба и социальная миссия. Я преподаю в ГИТИС на факультете музыкального театра. Готовлю студентов по специальности «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ», и джаз-клуб для них — это место, где можно получить практические знания. Часто мои студенты проходят в клубе практику, а лучшие остаются тут работать.

Технический директор Никита Белых совмещает работу в клубе с преподаванием в ГИТИСе и ролью концертного директора рок-группы «Ундервуд»

Напоследок расскажу еще об одной фишке нашего клуба — фигуре на балконе, играющей на саксофоне «Ностальгию» Алексея Козлова. Прототипом стал глиняный чайник. Много лет назад его кто-то подарил Алексею Семеновичу, а на юбилей Козлова сделали большую скульптуру, которая постоянно играет музыку.

Скульптура на балконе клуба

Скульптура синхронизирована с городским освещением — ее подсветка включается одновременно с освещением улиц. А вечером музыка становится на 20% громче, когда расположенное в соседнем здании Федеральное казначейство заканчивает работу.