От динозавров до нашего времени: как менялись наушники за последние 100 лет
1449
16.08.2024

От динозавров до нашего времени: как менялись наушники за последние 100 лет

Грандиозная история пяти поколений

Старинные наушники с металлическими мембранами, советские «уши» с вплавленной в них катушкой причудливой конфигурации, напоминающей лабиринт, классические «капли» и современные Bluetooth-модели — наушники, как и люди, тоже относятся к разным поколениям. Как менялся их внешний вид и характеристики? Разбираемся в эволюции звука и рассматриваем его как социокультурный атрибут в привязке к разным временным периодам.

«Молчаливое поколение»

«Молчаливое поколение» (Silent Generation) — люди, родившиеся примерно с 1928 по 1945 год. «Молчаливыми» они стали из-за своей низкой политической активности (речь о жителях США), но в нашем контексте это поколение характеризуется скорее началом массового распространения бытовой аудиотехники, когда качество звуковоспроизведения — по нынешним меркам — было еще архаичным. Если говорить про пик активности, то среднестатистическому представителю Silent Generation в 1950 году исполнилось 20 лет.

Армейские наушники Zenith Radio Corporation

Самыми распространенными в быту наушниками в те годы были высокоомные наушники с металлическими мембранами, применяемые и профессиональными радистами, и обычными слушателями радиопередач — фактически наушники для связи и наушники для музыки были одними и теми же устройствами! Хотя для связи нужен максимально зауженный частотный диапазон не шире спектра человеческого голоса (от 300 до 3400 Гц), а вот для музыки требуется в несколько раз шире.

Представители «молчаливого поколения» стали создателями рок-н-ролла и рока, однако эти люди наслаждались драйвом своей музыки, не слыша почти ничего, кроме средних частот. Не было толкового баса, не было высоких — динамики массовой аудиоаппаратуры их просто не вытягивали.

Наушники ТОН-2 использовались в радиотрансляционной сети, поэтому у них такой непривычный для нас разъем. Главное — не включить его в розетку на 220 В

Типичный пример «ушей», которые в те годы можно было встретить на макушке и радиста, и меломана, — советские наушники ТОН-2 завода «Октава», выпускавшиеся несколько десятков лет практически без изменений и до сих пор встречающиеся в продаже на интернет-барахолках. За рубежом использовались практически такие же по характеристикам и дизайну модели.

Поколение бумеров

Бумерами называют тех, кто родился в период с 1946 по 1964 год. Это время характеризовалось всплеском послевоенной рождаемости, беби-бумом, от которого и произошло слово «бумеры». Представители этого поколения вошли в пик активности в 1970–1980 годах. Какие же наушники считались модными у бумеров?

Поначалу «уши» той эпохи были представлены исключительно полноразмерными моделями с оголовьем. Это самый распространенный дизайн, в разработке которого в ту пору не прослеживались ни хитрости маркетологов, ни стремление к многофункциональности. Наушники предназначались для качественного прослушивания музыки, в первую очередь в составе домашних аудиосистем, чьи владельцы были либо не готовы приобретать дорогую Hi-Fi-акустику, либо не могли ее использовать по иным причинам (соседи, дети и так далее). Крупные оголовья с поддерживающими проставками, чтобы минимизировать давление тяжелых наушников на макушку, крупные амбушюры, закрывающие ухо полностью, крупные излучатели (динамики) с широким диапазоном — наушники бумеров были максимально честными с инженерной и акустической точек зрения.

ТДС-7 — шедевр советской инженерной мысли

И такие наушники производятся по сей день. Это достаточно дорогие полноразмерные модели, рассчитанные на домашнее прослушивание музыки в несжатых HD-форматах с высококачественных портативных плееров, сервисов HD-стриминга или классической стоечной аудиотехники. Обычно подобные наушники называют мониторными. Один из ярких представителей моделей высокого класса и традиционной компоновки — Sennheiser HD 400 PRO.

Как ни странно, даже в СССР «бумерские» — в их исходном понимании — наушники выпускались и продавались. К ним, например, можно отнести изодинамические наушники ТДС-7. Их динамики представляли собой чрезвычайно сложную конструкцию с плоской полимерной мембраной и вплавленной в ее структуру катушкой причудливой конфигурации, напоминающей лабиринт. Мембрана натягивалась между плоскими же магнитами, собранными из массива маленьких. Такая конструкция была практически безынерционной и не имела паразитных колебаний, вносящих в звук искажения. Выпускалась эта модель с 1984 года.

Поколение X

Представители поколения X рождались с 1965 по 1980 годы, а их пик активности пришелся на 2000-е — время «низкого старта» современных технологий. Какие наушники особенно ценились у «иксов»?

Благодаря распространению носимых плееров, сперва кассетных, а затем и дисковых, наушники этого поколения вышли из жилищ на улицу, став мобильными. Поначалу это были лишь традиционные модели с оголовьем, но для мобильности они резко уменьшились в размерах: дужки стали легче, амбушюры уже не закрывали полностью ухо, а лишь прикрывали его небольшим поролоновым диском.

Лучший пример таких наушников — культовые Koss Porta Pro, которые в этом году отпраздновали 40-летний юбилей. Увидев свет в 1984 году, они успешно продаются и поныне с минимальными модификациями: модель Koss Porta Pro Classic практически не отличается от оригинала восьмидесятых, а у Koss Porta Pro Utility удобный сменный шнур — в гнездо на кабеле, соединяющем левое и правое «ухо», можно воткнуть как классический шнур с «мини-джеком», так и шнуры с микрофоном гарнитуры, заканчивающиеся разъемами USB-С или Lightning.

Koss Porta Pro Utility позволяет сменить шнур на подходящий для вашего гаджета и использовать классические наушники как гарнитуру

Но венец наушникостроения этого поколения — вкладные наушники-«капли»: их изобретение стало одним из самых важных в эволюции наушников. При всех недостатках — ограниченном частотном диапазоне из-за малого диаметра драйверов, плохой звукоизоляции — их значимость для развития мобильной музыки невозможно переоценить. Наушники, помещающиеся вместе с проводом в сжатом кулаке, перестали создавать даже малейшие затруднения людям в условиях постоянно ускоряющегося темпа жизни. Они совмещались со всеми мыслимыми видами одежды и головных уборов, мгновенно доставались и мгновенно убирались при необходимости.

Наушники-вкладыши подарили мобильную музыку буквально всем поколениям, сделавшись незаметными и перестав влиять на вид и имидж людей. Сегодня подобные модели по-прежнему можно купить — их производят именитые бренды, а стоят они чаще всего недорого. Хотя их приходится поискать в бесчисленном множестве очень похожих компрессионных наушников — символа следующего поколения Y, — которые заполонили большую часть рынка вкладных наушников.

Характерные представители каноничных «капелек» — Panasonic RP-HV094GU-K или Sony MDR-E9LP. Спрос на них по прежнему высок у тех, кто считает компрессионные наушники дискомфортными и небезопасными, а таких людей по-прежнему немало.

Классические «капли» Panasonic RP-HV094GU-K и Sony MDR-E9LP

Поколение Y

Поколением Y, или миллениалами, обычно называют людей, родившихся с 1981 по 1996 год. Представители этого поколения застали стремительную эволюцию технологий на рубеже тысячелетий, в рамках которой многократно изменялись и наушники.

В начале 2000-х телефоны с Bluetooth еще не появились, а разорвать сковывающую связь между звуковоспроизводящим гаджетом и наушниками уже хотелось. Спрос на «беспроводность» удовлетворили радионаушники, в основном использовавшиеся в домашних условиях: блок-передатчик подключался к аудиовыходу звуковоспроизводящего устройства (магнитолы, плеера, телевизора), а в «радиоушах» можно было ходить по квартире, не беспокоя музыкой домашних и соседей. Решение оказалось не самым удобным, и его массовая популярность продлилась лишь несколько лет.

Наушники с передачей звука по радиоканалу — предтечи Bluetooth-наушников

Параллельно с этим развивались еще два направления попыток избавиться от проводов, ставшие в итоге тупиковыми. Первое — внедрение MP3-плееров непосредственно в корпус наушников, но пользователи быстро потеряли интерес к подобным гаджетам из-за неудобства управления плеером. Второе — беспроводные наушники, в которых сигнал передавался по ИК-каналу.

Инфракрасная технология имела узкое применение, в основном в автомобильных мультимедийных системах для просмотра кино за заднем ряду, и была быстро вытеснена Bluetooth-интерфейсом, не требующим прямой видимости между передатчиком и приемником.

Наиболее же существенными ветвями эволюции «игрек-наушников» следует считать активное развитие компрессионных вкладных наушников и создание беспроводных Bluetooth-моделей.

Типичные примеры проводных Bluetooth-наушников. Слева направо: PERO BE01, JBL Tune 215BT и Honor Choice Earphones AM61 PRO.

Компрессионные, или внутриканальные, модели — это наушники-вкладыши, удерживающиеся в ушах не за счет силы тяжести и Г-образной формы, а благодаря трению: они вставляются в ушной канал туго из-за эластичного силиконового уплотнителя.

Эта технология пришла в потребительскую электронику из медицины — такими поначалу были только наушники, предназначенные для оценки степени глухоты на специальных приборах. Но компрессионная технология в быту позволила устранить главные минусы наушников-«капелек» поколения X — недостаток басов и высоких частот из-за неплотного прилегания динамиков к ушному каналу и потерю части звукового спектра. С компрессионной технологией даже самые дешевые наушники зазвучали заметно насыщеннее.

Минусы этой технологии — неприятные для многих ощущения инородного тела в ухе, а также риск не заметить машину или поезд, гуляя с плеером, ибо качество изоляции музыки от шума улицы очень высокое.

Так или иначе, в сегменте вкладных наушников компрессионные модели сегодня правят бал: они самые популярные и востребованные, ведь у поколения Y качество музыки и возможность не терять его нигде — ни в метро, ни в толпе, ни за рулем мотоцикла, велосипеда или самоката — на первом месте. И с минусами они готовы мириться. Компрессионные наушники сегодня представлены и в сегменте простых проводных моделей, и Bluetooth-моделей, и моделей для игр, и наушников для высококачественного аудио. Типичный пример — FIIO JD3.

Проводные компрессионные наушники FIIO JD3 с микрофоном — классический пример этого сегмента устройств

Параллельно с проводными внутриканальными наушниками появились и беспроводные Bluetooth-наушники. В первых моделях 2010-х годов обе «капельки», обычные или компрессионные, соединялись короткими проводами с дугой, висящей на шее. В дуге размещались аккумулятор и Bluetooth-модуль. Сегодня конструкции такого типа по-прежнему производятся, хотя и сдают позиции true wireless моделям — их предпочитают те, кто боится потерять наушник, например, во время занятий спортом.

Но современные версии этого дизайна сильно изменились в лучшую сторону — та самая дуга, массивная и давящая на шею, исчезла, став легкой и тонкой либо вообще превратившись в небольшие блоки-утолщения с аккумулятором и Bluetooth-приемником на соединительном кабеле. Типичные примеры этих моделей — PERO BE01, JBL Tune 215BT или Honor Choice Earphones AM61 PRO.

Поколение Z

Представители поколения Z, или зумеры, — родившиеся примерно с 1997 по 2012 год, — с детства знакомы с культом Apple, поэтому на восприятие наушников этим поколением в первую очередь повлияли AirPods, породившие немыслимое количество клонов, в том числе и в ультрабюджетном сегменте.

У каждого бренда сегодня есть в ассортименте вкладные Bluetooth-модели (и компрессионные, и более близкие поколению X), относящиеся к технологии true wireless (TWS). Эти наушники представляют собой две раздельные «капельки», каждая из которых имеет свой Bluetooth-приемник и свой аккумулятор, подзаряжающиеся от бокса для хранения и управляющиеся жестами и касаниями. Такие наушники можно купить за полторы тысячи рублей или даже дешевле. Примеры бюджетных моделей — Ritmix RH-825BTH, Xiaomi Redmi Buds 4 Active, REALME Buds T100.

Бюджетные TWS-модели. Слева направо: Ritmix RH-825BTH, Xiaomi Redmi Buds 4 Active, REALME Buds T100

К премиальной категории TWS-моделей относятся Apple AirPods Pro 2 и AirPods 3, Beats Studio Buds, Audio-Technica ATH-CKS50TW и MARSHALL Motif II ANC.

Любители рока оценят дизайн MARSHALL Motif II ANC — практически «комбик» в кармане

В поколении Z имеет место и ренессанс традиционных полноразмерных наушников с оголовьем, но в их игровой модификации — с максимально улучшенным комфортом для длительного ношения на голове и с высококачественными микрофонами. Это связано с распространением многопользовательских онлайн-игр с тесным взаимодействием между игроками.

К слову, этот ренессанс наушников «аж из поколения бумеров» начался еще на закате поколения Y, когда в компьютерных играх звук стал важной частью геймплея. Десятки игр, вроде Dead Space, Alien: Isolation, Hunt: Showdown, Hellblade: Senua’s Sacrifice, и тем более свежих игр на движке Unreal Engine 5, характеризуются феноменальной пространственной звуковой картиной, ввиду чего стали популярны многоканальные наушники с USB-подключением и стандартами 5.1 или 7.1.

Многоканальная 7.1 проводная гарнитура Acer OHW312 идеальна для геймеров

У таких моделей в каждом «ухе» несколько независимых динамиков, расположенных так, чтобы ощутить направление звука, идущего с разных сторон, а не просто справа и слева, как со стерео. Яркий пример такого гаджета — Acer OHW312.