Как выбрать автомобильные шины
Павел Ким
В прошлом автомобильный журналист, который неоднократно тестировал шины на полигоне White Hell
Лонгрид, который поможет разобраться в типах шин, их особенностях и технологиях, научит читать маркировку и сравнивать характеристики разных шин.
Сезонность
Первое, с чем надо определиться, — это сезонность шин: летние, зимние или всесезонные. Последний тип вызывает много дискуссий: одни против их круглогодичной эксплуатации, другие за. Факт в том, что это компромиссное решение, а значит, зимой они не так хороши, как зимние шины, а летом уступают летним.
Совет для тех, кто твердо решил купить всесезонные шины: ищите покрышки не просто с маркировкой M+S (то есть Mud + Snow), а с рисунком снежинки на фоне трех пиков. Three-peak Mountain Snowflake, или сокращенно 3 PMSF, говорит о том, что шины прошли сертификацию на снежном покрытии.
Пиктограмма справа на боковине всесезонной шины — доказательство, что шина прошла сертификацию на снегу. Любые другие снежинки и льдинки — не более чем украшательства
Типы зимних шин
Шины для зимы бывают трех типов: шипованные, фрикционные (нешипованные) скандинавского типа и фрикционные европейского типа.
Шипованные шины
Подойдут, если:
- вы живете в северном регионе,
- на дорогах бывает много льда,
- коммунальные службы в вашем районе плохо работают.
Шипованные шины легко отличить по торчащим из протектора металлическим шипам и слову Studded на боковине. Предназначены для регионов с самыми суровыми зимами, для горной местности и районов, где за дорогами плохо следят. Если снег лежит несколько месяцев в году и часто приходится ездить по льду, шиповка — логичный выбор.
Существует мнение, что такие шины плохо работают на асфальте, а шипы вылетают от эксплуатации в городе. Это не совсем так. Часто тормозной путь шипованных шин на асфальте даже меньше, чем у фрикционных шин скандинавского типа. Это объясняется тем, что части протектора, куда вживляются шипы, сделаны из более твердой резины. И эти жесткие блоки лучше цепляются за асфальт, чем более мягкая резина нешипованных шин. Некоторые производители при установке сажают шипы на клей, поэтому в ошипованных в заводских условиях покрышках шипы сидят очень и очень прочно. Другое дело — шипуемые покрышки, они обозначаются надписью Studdable. Если шиповать их после покупки, то да, шипы из них вылетают гораздо легче — в процессе хранения и транспортировки в отверстия для шипов попадают посторонние предметы или грязь, в результате шипы фиксируются не так надежно.
Плюсы шипованных шин:
- хорошее сцепление на льду и снегу,
- относительно неплохое сцепление с асфальтом.
Минусы шипованных шин:
- повышенный шум при эксплуатации,
- повышенный расход топлива.
Нешипованные скандинавские шины нужны
Можно выбрать, если:
- вы живете в северных регионах,
- заснеженных дорог вокруг больше, чем ледяных,
- вы цените тишину в автомобиле.
Фрикционные покрышки скандинавского типа созданы для тех же условий, что и шипованные. Они сделаны из самой мягкой резины (параметр измеряется в единицах Шора, иногда указывают в характеристиках), чтобы она не дубела на морозе. На таких шинах есть ламели — прорези для сцепления со льдом. Покрышка словно растекается по льду, цепляясь за малейшие неровности. Обратная сторона этой мягкости — повышенное сопротивление качению, а значит, больший расход топлива.
По качеству сцепления с дорогой скандинавские проигрывают шипованным шинам. Зато на снегу они работают не хуже, так как тут важнее рисунок протектора. На асфальте скандинавские фрикционные шины тоже часто хуже управляются и хуже тормозят, но они гораздо тише.
Плюсы фрикционных шин скандинавского типа:
- хорошее сцепление на снегу,
- тише шипованных шин.
Минусы фрикционных шин скандинавского типа:
- плохое сцепление со льдом,
- повышенный расход топлива.
Нешипованные европейские шины
Подойдут, если:
- зима умеренно холодная, снега мало,
- льда почти нет, зато часто приходится ездить по асфальту.
Фрикционные шины европейского типа — нечто среднее между зимними и всесезонными шинами. Резина не такая мягкая, как на скандинавских, но тоже большое количество ламелей. Рассчитаны на регионы с мягкой зимой, где снег выпадает, но не лежит 4–5 месяцев в году, температура может опускаться ниже нуля, но обильных снегопадов и гололеда нет.
Плюсы фрикционных шин европейского типа:
- неплохое сцепление со снегом,
- хорошее сцепление с асфальтом,
- тише, чем скандинавские шины.
Минусы фрикционных шин европейского типа:
- плохое сцепление со льдом,
- не предназначены для сильного мороза.
Подходить к выбору зимних шин надо, учитывая в первую очередь условия эксплуатации. А затем — отталкиваться от бюджета. Дорогие шины премиальных брендов по характеристикам лучше бюджетных моделей, но при разнице в цене в два раза — тормозной путь в два раза короче не будет.
Типы летних шин
Летние шины выбрать сильно проще — тут, по большому счету, важно учитывать только тип автомобиля.
Летние шины для легковых автомобилей не имеют специальной маркировки и условно делятся на модели с пониженным сопротивлением качению, спортивные или предназначенные для мокрых условий. При выборе можно опираться на обещания производителей и независимые испытания.
Шины класса UHP (Ultra High Perfomance), предназначенные для скоростных и мощных автомобилей. Часто их выпускают для конкретных моделей, они получают одобрение производителя. Об этом говорит маркировка в виде букв и цифр: Audi (A0), Bentley (В, В1), Jaguar (J), Ferrari (K1, K2, F), Mercedes-Benz (M0), Porsche (N0, N1).
Среди шин для SUV, то есть для кроссоверов и внедорожников, разнообразие побольше. Шины для них условно можно разделить на три категории: асфальтовые (HT), универсальные (AT) или внедорожные (MT). Наиболее распространен первый вариант — HT, или highway terrain, то есть шины преимущественно для дорог с твердым покрытием.
Плюсы внедорожных шин HT:
- хорошее сцепление на асфальте,
- тишина при эксплуатации.
Минусы внедорожных шин HT:
- плохое сцепление на бездорожье,
- более подвержены порезам, чем шины AT и MT.
Универсальные шины AT (all terrain) годятся как для езды по асфальту, так и для бездорожья. Агрессивность протектора и поведение вне дорог зависят от конкретной модели, но в целом такие шины не напрягают при ежедневной езде и вполне могут выручить в глубокой колее. Хотя на асфальте не так хорошо управляются и тормозят, как HT.
Плюсы внедорожных шин AT:
- подходят как для асфальта, так и для бездорожья,
- неплохо защищены от порезов и проколов.
Минусы внедорожных шин AT:
- повышенный шум при езде по асфальту,
- повышенный расход топлива.
Внедорожные, или, как их еще называют, грязевые шины MT (mud terrain) — самый экстремальный вариант шин для внедорожников. Эти покрышки отличаются крупными блоками протектора, грунтозацепами на боковинах, крепкими боковинами и большим весом. Предназначены для эксплуатации на тяжелом бездорожье, на обычных дорогах ведут себя скверно: шумят, плохо управляются и отличаются большим тормозным путем на мокром асфальте. Выглядят очень брутально, но для езды по городу лучше выбрать что-то другое.
Плюсы внедорожных шин MT:
- хорошая защита от проколов и порезов,
- высокая проходимость на бездорожье.
Минусы внедорожных шин MT:
- сильный шум при езде по асфальту,
- большой расход топлива,
- плохие сцепные свойства на асфальте,
- высокая цена.
Четких критериев деления шин на категории не существует, никакой сертификации они не проходят, и некоторые AT на бездорожье могут ехать не хуже MT. Но отличить их можно по следующим признакам:
- в описании MT шин вам могут встретиться слова «внедорожный» или «экстремальный»,
- в названии могут быть уточнения: Mud, Mud-Terrain, MT, M/T или M-T,
- по внешнему виду: у таких шин будут крупные грунтозацепы, глубокий протектор и характерная «елочка».
Выбираем размер
Как правило, производитель автомобиля рекомендует 2–3 размера шин для каждой модели. Наклейка с этой информацией есть на передней двери или средней стойке кузова и в руководстве по эксплуатации. Например, для седана Lada Vesta рекомендованы два варианта: 185/65 R15 и 195/55 R16. Могут подойти и покрышки 205/50 R17 от Vesta Sport/Vesta Cross. Но это, во-первых, нарушение предписаний производителя, во-вторых, надо убедиться, что такие колеса ничего не задевают при движении. Лучше не отступать от рекомендаций производителя и не экспериментировать.
В России и Европе используется метрическая система размеров. Надпись на шине 205/50 R17 означает ширину 205 мм, высоту профиля 50% от ширины (102,5 мм), R — обозначение радиальной шины, монтируемой на 17-дюймовый диск. Бывает, что на шинах для коммерческой техники или внедорожников размер указан так: 215R16. В этом случае высота профиля 82% (стандартный показатель), то есть около 176 мм.
Реже (и в основном на внедорожных шинах) встречается дюймовая система, например 31х10,5 R15. Это значит, что шина с внешним диаметром 31 дюйм, шириной 10,5 дюйма для 15-дюймовых дисков. Ближайший аналог метрического размера — 265/70 R15.
Меняя шины, лучше всего покупать рекомендованные производителем размеры. Это важно, потому что автомобиль настраивался под конкретный размер колес. Если поставить другие шины, может некорректно работать электроника (ABS и ESP), более крупные и тяжелые колеса быстрее износят подвеску, ширина покрышки или диски с другим вылетом могут в корне изменить характер управления автомобилем.
Проверяем индексы скорости и нагрузки
На наклейке с информацией о размере шин содержатся требования к допустимой нагрузке и максимальной скорости. Стоящее после размера число — это индекс нагрузки: от 0 (45 кг на колесо) до 999 (13 600 кг). Буква после него — индекс скорости: от A (максимум 40 км/ч) до Z (свыше 300 км/ч).
Допустимые размеры шин, индексы нагрузки и скорости, а также рекомендованное давление в шинах указаны в табличке на центральной стойке кузова или двери
- Тип рисунка протектора:асимметричный
- Сезонность шин:зимняя, для северной зимы, шипованная
Как правило, современные шины сделаны с запасом. Например, даже 13-дюймовые шины выдерживают по полтонны нагрузки, то есть рассчитаны на двухтонные авто. Этот параметр важен, только если собираетесь использовать легковые шины на кроссоверах и внедорожниках или коммерческих фургонах и грузовиках.
Например, шины размерностью 195/55 R16, рекомендованные для Lada Vesta, имеют минимальный индекс 87H, то есть рассчитаны на автомобиль общей массой 2 180 кг (545 кг на колесо), способный разогнаться до 210 км/ч. И это зимняя шина, у которой максимально разрешенная скорость обычно ниже. При этом допустимая масса самой тяжелой Vesta SW Cross — 1730 кг, а максимальная скорость самой быстрой версии Vesta Sport — 193 км/ч.
На что еще обратить внимание
Информацию о дате выпуска шины содержит DOT-маркировка — четыре цифры, заключенные в овал. Она означает дату производства: неделю (первые две цифры) и год (последние две). Чаще маркировку размещают на внутренней боковине, поэтому если шины уже стоят на автомобиле, ее не всегда просто найти. Не удивляйтесь, если увидите, что шины произведены на 54-й неделе, хотя в календарном году всего 52. Это не подделка, а особенность шинного производства, где год делится на 54 недели.
Чем свежее шины, тем лучше, так как со временем резиновая смесь может потерять эластичность. Кроме того, на складе покрышки могут храниться неправильно, например стопками друг на друге, отчего деформируется корд и меняет форма покрышки.
Если в автомобиле нет запасного колеса, стоит обратить внимание на покрышки с технологиями RunFlat или Seal. RunFlat — это жесткие боковины, которые не позволяют колесу лечь на обод при потере давления. Но имейте в виду, что такие шины более жесткие и снижают плавность хода. Seal — это шины со слоем герметика, который затягивает дырку при проколе. То есть если наехать на гвоздь, его можно просто вытащить и спокойно поехать дальше. У разных производителей технология может называться по-разному, но обязательно присутствует слово Seal: SealGuard, Selfseal, Conti Seal, Seal Inside, DuraSeal.
Сравниваем варианты
Понять, какая покрышка лучше, можно, изучив инструментальные тесты независимых автомобильных СМИ. В России их проводят «АвтоРевю» и «За рулем». Если нужную модель шин они не тестировали, посмотрите на наклеенную на шину евроэтикетку или маркировку UTQG.
Старая евроэтикетка, справа — евроэтикетка, применяемая с 2021 года
Евроэтикетка — аналог наклейке энергоэффективности бытовой техники, она содержит информацию о безопасности и экологичности шины. Буквами от G (самый низкий уровень) до A (самый высокий) обозначается класс экономии топлива (замеряется сопротивление качению) и сцепление с мокрой поверхностью (оценивается эффективность торможения). Еще на ней указаны уровень шума и наличие сертификатов 3PMSF и Ice Grip.
По маркировке UTQG на боковине удобно сравнивать свойства разных шин
Маркировка UTQG встречается на шинах, предназначенных для Северной Америки. Суть такая же, как у евроэтикетки. Маркировка говорит об эффективности торможения на мокром покрытии (Traction), стойкости к высоким скоростям (Temperature) и ожидаемом километраже пробега (Treadwear). У первых двух параметров три уровня (A, B или C), а цифры километража — условная величина, которая годится только для сравнения шин между собой.
Чек-лист по выбору шин
- Определитесь с сезонностью шин.
- Если покупаете зимние покрышки, подумайте, какой вариант подходит вам больше: шипованные или фрикционные.
- При покупке летних шин смотрите, подходят ли покрышки классу вашего автомобиля.
- Выбирая шины для кроссовера или внедорожника, оцените, как часто вы выезжаете на бездорожье. Если очень редко, присмотритесь к асфальтовым (HT) шинам, если часто — выбирайте из универсальных (AT) или внедорожных (MT) моделей.
- Узнать, какой размер подходит вашему автомобилю, можно из руководства по эксплуатации или наклейки на стойке кузова/двери.
- Проверьте, что выбранные шины соответствуют требованиям к допустимой нагрузке и максимальной скорости.
- Выбирайте максимально «свежие» шины.