Как стать коммерческим фотографом и какая техника для этого нужна

Ольга Ершкова — фотограф и преподаватель в школе фотографии Photoplay. Она снимает коммерческую рекламу для fashion-брендов и крупных компаний вроде Yandex, WorldClass и Avito, а также работает фотографом на кинопроектах.

Специально для Журнала Ситилинк Ольга рассказала, какая техника нужна для серьезных съемок, как найти заказчиков и зачем нужны ассистенты, а заодно дала несколько советов начинающим фотографам.

С чего все началось

Я пришла в фотографию в конце 2018 года — в качестве любителя. Это было просто хобби, которое давало мне силы, и я не рассматривала его как будущую профессию.

Сначала я снимала друзей, потом стала брать семейные съемки, пробовала себя в разных жанрах. Брала примерно 3000 рублей за съемку. Со временем набила руку, вышла на какой-то приемлемый средний чек, пошли заказы. И так я поняла, что уже могу называться фотографом.

Одновременно с этим я училась фотографии, причем сразу в трех местах — Британской высшей школе дизайна на курсе Алексея Никишина «Фотография для новых медиа» (Никишин — известный российский фотограф, работы которого публиковались в GQ, Billboard и других изданиях), в школе Родченко и в Photoplay.

Коммерческая съемка для бренда цветов в Калмыкии

Где-то полтора года назад я стала делать много съемок для небольших брендов. Было здорово, потому что это были проекты с возможностью снимать так, как я вижу, а не по заданию.

Первый большой тендер пришел около полугода назад. Это была съемка для «Пятерочки» с большим продакшеном, одним из лучших в Москве.

Стоит ли в первое время снимать бесплатно

На начальном этапе ты, конечно, бесплатно фотографируешь друзей, не берешь с них денег. Есть классная практика — снимать незнакомых людей на улице. Подходить к ним и попробовать побыть с ним тет-а-тет хотя бы пять минут, чтобы побороть барьер общения. В этом помогает стрит-фотография, особенно когда находишься в другой стране.

Фотографии со стрит-съемки в Узбекистане

Потом проходит время, ты развиваешься в профессии, и уже можно начинать брать деньги. Это сложно из-за вечной борьбы и синдрома самозванца, которые часто встречаются у фотографов. Но это все проходит, когда учишься хвалить себя за достижения, критиковать за неудачи и анализировать, что можно усовершенствовать в своих съемках.

Сколько зарабатывают профессиональные фотографы

Очень по-разному. Могу сказать, что профессия фотографа не даст умереть под забором. Если ты много работаешь и совершенствуешься, то можешь получать хорошую зарплату, которой хватит, чтобы жить в Москве, покупать новую технику, вкусно есть и путешествовать.

Ольга Ершкова на съемке в студии

В среднем за личные съемки фотографы получают от 15 до 30 тысяч рублей — в зависимости от формата и компетенций. У меня сейчас личная съемка стоит 35 тысяч за два часа в студии.

Если берем рекламные съемки для брендов, то тут уже диапазон шире. Топовые рекламные фотографы за смену получают больше 200 тысяч рублей, и, возможно, это не предел. Но точные цифры сказать сложно, фотографы обычно не говорят о своих заработках. Мой самый большой гонорар был 160 тысяч за съемку.

Как найти клиентов

С личными съемками и свадьбами, который я достаточно долго снимала, срабатывало сарафанное радио и соцсети. Что касается коммерческих съемок, нужно общаться с продюсерами. Это небольшое комьюнити, и тебя должны знать, либо ты должен знать людей, которые тебя могут где-то порекомендовать.

Работу всегда можно найти. После 24 февраля 2022 года вообще был бум семейных съемок, потому что людям хотелось запечатлеть себя здесь и сейчас. Российские бренды, производства — и большие, и маленькие — активно снимают рекламу и кампейны. Мы все видим баннеры, которые везде по Москве висят.

Как составить портфолио

Портфолио всегда лучше иметь под рукой в телефоне, потому что никогда не знаешь, где и когда встретишь нужного человека. Оно должно быть в небольшом формате и читабельно. Тут срабатывает история первых трех скроллов.

Творческое портфолио Ольги Ершковой

У меня не меньше пяти портфолио — каждое под разную задачу: fashion-направление, коммерческие портреты и так далее. И когда приходит запрос какой-то, я понимаю, что мне нужно отправить. Также у меня есть творческое портфолио — оно такое немного артовое и в первую очередь про меня как человека. Я его иногда тоже отправляю, потому что заказчику важно понять, что еще я могу как автор.

У меня есть также блог в соцсетях — это личный дневник, дневник визуального творчества. Через него тоже меня находят, хотя там нет коммерческих работ — они выложены на моем сайте. Но соцсети помогают, потому что клиенты всегда понимают, к кому они идут, поэтому вести их нужно.

Самая любимая съемка

В мае я ездила на съемку в Калмыкию для бренда цветов. Это был классный опыт — очень кинематографично, хорошая команда, получится отличный результат.

Коммерческая съемка для бренда цветов в Калмыкии

Еще недавно мы снимали для одного детского бренда. Это отдельная история терапии, потому что дети очень беззаботные, естественные. И ты тоже этим напитываешься. Задача была не суперсложная, зато фидбэк от детей получился очень крутой эмоционально.

Нужны ли ассистенты

У меня был в жизни период, когда я делала всю съемку сама. Было сложно — и не потому, что я девушка и технику тяжело таскать (это отдельная история). А больше потому, что на организацию всего процесса уходит очень много времени.

Сейчас я снимаю с ассистентами. Это классно, когда есть ребята, с которыми ты на одной волне, и они понимают задачи, которые им ставят.

Если маленькая съемка — ассистент один, если съемка стандартная — нужны два-три человека. Тут уже от бюджета зависит. Часто заказчику надо еще доказать, зачем нужны ассистенты. А они помогают больше с тем, чтобы собрать технику, перевезти ее. На это тратится много ресурсов. И когда у тебя целая машина света и всего один ассистент — это не дело совершенно.

Любимые фотографы

Из классиков — Сол Лейтер (Saul Leiter), он поэт пленочный, я очень вдохновлялась им одно время и до сих пор. Трент Парк (Trent Parke) — у него нестандартное видение стрит-фотографии, он такой в своем мире живущий.

Фотограф Дмитрий Марков прославился талантливыми снимками повседневной жизни российских регионов. Он делал снимки на свой смартфон. Маркова не стало в феврале 2024 года

Юрген Теллер (Juergen Teller) мне нравится за свой бунтарский фешен-взгляд. Я бы назвала еще Франческу Вдумен (Francesca Woodman), Сару Мун (Sarah Moon) и Диму Маркова. Он стал ярким примером того, что неважно, на что ты снимаешь. Можно фотографировать на старый iPhone и быть услышанным.

На что я снимаю

Сначала я купила себе камеру Sony A7 III с объективами, которые мне втюхали в магазине. Но когда стала разбираться в технике, поняла, что они мне не подходят, и продала их. Потом перешла на Canon R5 — потому что у него мне больше нравится результат по цвету, он удобнее в эксплуатации и быстрее. На него я снимаю коммерческие работы.

Объективы выбираю под задачу, оптимальный — RF 24–70 мм, которым я снимаю и на улице, и в студии. Также использую объективы 16–35 мм и 10–20 мм.

Ольга Ершкова на одной из съемок

На Leica я снимаю личные проекты и стрит-фотографию. Она у меня больше под творческие задачи, на ней стоит объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Я не люблю пользоваться зумом и заниматься фотоохотой из-за угла. Если мне нужно подойти близко к герою, я подхожу.

Для личных зарисовок и стрит-фотографии мне важно, чтобы камера была компактная и легкая и ее можно было положить в сумку или повесить на шею. Еще у меня есть вспышка Godox V1C. Она небольшая — ее можно закинуть в сумку и носить с собой. Также использую Godox LUX Senior.

Беззеркальный фотоаппарат Canon EOS R5 Body V2.4 со скоростью 20 кадров в секунду при электронном затворе и 12 — в механическом режиме

Сейчас практически все снимают на беззеркальные камеры. Многие мои коллеги снимают на Fuji. Fujifilm, Canon, Sony, Hasselblad — это уже премиум-сегмент, и они все классные.

Перед покупкой профессиональной камеры я бы посоветовала ее протестировать, чтобы понять, насколько она удобна. У каждого фотографа существуют свои технические критерии, поэтому вообще без разницы, на что снимать. Например, моя знакомая купила старую камеру на «Авито» за 10 тысяч рублей, и получаются шикарные фотографии.

Нужно ли покупать технику или лучше брать ее в аренду

Это нормальная практика — брать напрокат камеры, объективы и другую технику, и я часто это делаю. Если тебе нужен фишай, ты не побежишь же его покупать под один какой-то проект, как и «ширик» за 200 тысяч. Можно взять в аренду, прочувствовать. А если понравится и есть возможность — уже покупать

В различных фотошколах тоже есть пункты проката для студентов. Сейчас стоимость техники кусачая, поэтому это хорошая возможность попробовать разное оборудование.

Фотографии со стрит-съемки в Узбекистане

Как я уже сказала, у меня есть один объектив, который закрывает все задачи. Но могу для съемки взять еще два в аренду. Например, для съемки лукбуков беру уже «восьмидесятку» или 24–105 мм.

Мой собственный штатив — не суперпрофессиональный и довольно легкий. Он нужен для съемки личных историй. Для коммерческой съемки я беру в прокате профессиональный от Manfrotto.

Какие-то базовые источники света всегда есть в студиях, где планируется съемка, к ним допом можно взять фильтры и насадки. Либо переносные источники света, которые работают от аккумуляторов.

Что еще требуется для работы

Аккумуляторы для фотокамеры. Их нужно несколько. Если смена длится больше 10 часов, я меняю за нее четыре аккумулятора.

Провода для синхронизации камеры с компьютером. Кабели — это вообще расходный материал, их должно быть несколько. Нужно понимать, что даже дорогие провода (например, любимые всеми рыжие Tether Tools) так же сгорают и рвутся. На последней съемке у меня кабель вырвался просто с мясом.

Карты памяти. Они тоже летят, поэтому их должно быть много. Главное, чтобы карты были быстрыми и вместительными. У меня на камере Sony была родная карточка этого же бренда, очень классная. Потом я ее потеряла и страдала, потому что такая хорошая карта памяти стоит 10–15 тысяч рублей.

Ноутбук. У меня MacBook Pro. Но в ноутбуках я вообще ничего не понимаю, мне друзья подсказывают. Тут главное, чтобы он был быстрым, с большим количеством памяти, чтобы была возможность работать в тяжелых фоторедакторах.

Внешний диск SSD Samsung T7 MU-PC1T0H/WW емкостью 1 ТБ со скоростью чтения до 1050 МБ/с и записи до 1000 МБ/с

Внешние SSD-диски. Для хранения фотографий я использую «Яндекс Диск» и SSD-диски на 1–2 ТБ от Samsung. У меня их несколько, потому что я дублирую информацию, чтобы ничего не пропало и в случае, если один сломается, кадры можно было бы восстановить. Сейчас я подумываю о покупке сетевого хранилища, так как мне уже начинает не хватать дисков для хранения всего объема съемок.

Сумка или чемодан. Желательно, чтобы все оборудование лежало в каком-то безопасном месте. Я иногда беру на съемки обычные сумки, но удобнее, когда есть твердый чемодан для техники. Тогда с ней ничего не случится по дороге.

Где ретуширую фотографии

Я работаю в трех программах: Photoshop, Capture One и Lightroom. Последний лично мне очень удобен, и я уже с закрытыми глазами могу сделать в нем какие-то вещи.

Capture One — это такая рабочая площадка. На съемках весь материал с камеры попадает в эту программу, чтобы можно было его отсмотреть и там же подкорректировать.

Часть фотографий я ретуширую сама, часть отдаю на аутсорс

Мне нравится работать с цветом, и творческие съемки я ретуширую сама. Но глобальная техническая ретушь — история очень энерго- и времязатратная. Поэтому я отдаю это на аутсорс ретушерам, если есть бюджет по съемочной смете. Вообще важно дружить с хорошими ретушерами, чтобы себя немножечко разгрузить.

Где учиться фотографии

Учеба развивает насмотренность, повышает уровень и — в перспективе — количество съемок. Я бы посоветовала школу Родченко, где я училась, и PhotoPlay, где я сейчас преподаю. Если мы говорим про фешен-историю, это Британская высшая школа дизайна — там есть большой курс Леши Никишина.

Школа современной фотографии Докдокдок — классные ребята, но, мне кажется, они больше с уклоном в документальную съемку. Эта школа находится в Санкт-Петербурге, но можно учиться онлайн — много моих знакомых так занимались.

В фотографии, как в любой профессии, нет такого, что ты достиг каких-то высот и больше не нужно учиться

Важно понимать, что не каждый тебя может научить тому, что нужно. Необходимо найти человека с похожим визуальным вкусом. Очень важно находиться в состоянии «вечного студента» — это постоянный процесс обучения. Я не знаю ни одного фотографа, который бы сказал: «Стоп, теперь я всё знаю». Надо продолжать учиться (при этом не забывая о практике) и отслеживать, что происходит в мире фотографии.

Советы начинающим фотографам

Задайте себе вопросы: про что я и зачем я? Что вы можете дать себе и зрителю? Найдите свою фотографическую суперсилу, она у всех разная.

Много снимайте. Без этого никак, надо постоянно практиковаться. И спрашивать себя, к чему вы хотите прийти. Может, хочется снимать семейные портреты — и это здорово, это живые эмоции и востребованная сфера. Я в определенный момент поняла, что мне тесно в семейной съемке. Кто-то выбирает для себя сферу и там работает, что тоже классно.

Умейте себя хвалить. Поддержка важна. Хвалите себя, а еще найдите комьюнити единомышленников — это очень помогает.