Как делают стулья и кресла «Бюрократ»: провели день на фабрике и всё узнали
Павел Ким
Обожает репортажи и подыскивает себе кресло домой
«Бюрократ» — единственная мебельная фабрика в России, которая производит кресла, в том числе и профессиональные геймерские, по полному производственному циклу. Мы узнали, кто придумывает новые модели, как воплощают идеи в жизнь и как тестируют готовые кресла, чтобы убедиться в их прочности. Экскурсию по фабрике нам провела руководитель отдела НИОКР компании «Бюрократ» Полина Копырина.
Что за фабрика
«Бюрократ» — крупнейший российский производитель офисных кресел и стульев. Под этим брендом на фабрике в Подмосковье изготавливают офисные и детские кресла, стулья и мебельные аксессуары.
Предприятие выпускает кресла больше 20 лет. В 2008 году в Чехове заработал производственно-складской комплекс, который выпускал руководительские, операторские, детские и посетительские кресла. А в 2020 году здесь же «Бюрократ» начал делать профессиональные геймерские кресла. Сейчас фабрика производит игровые кресла под брендами Zombie и Knight и продукцию на заказ. Например, кресла популярного у геймеров бренда Bloody.
Топовые модели геймерских кресел: Knight Outrider, Knight Titan и Knight Neon
97% своей продукции и комплектующих «Бюрократ» делает самостоятельно. Только некоторые специфические комплектующие фабрика закупает у подрядчиков. На площади свыше 30 000 м² работают более 700 человек. В год здесь выпускают 1,5–1,7 млн кресел, которые поставляют в Россию, Казахстан и Белоруссию.
Как придумывают кресла
Все кресла «Бюрократ» разрабатывает и испытывает в стенах фабрики. Этим занимается отдел НИОКР, в котором трудятся 16 человек. Начинается всё с мозгового штурма, в котором участвует и генеральный директор «Бюрократа» Павел Александрович Балясников.
Получив техническое задание, конструктор создает прототип будущего кресла. Обычно это делают вручную. Затем совместно с технологами различных направлений обсуждают нюансы будущего производства. Проводят комплексные тесты на прочность, устойчивость, тестируют отдельные комплектующие.
Если речь идет о деталях со сложной геометрической формой из пластика, конструктор сначала проектирует цифровую модель детали, проводит анализ прочности, а затем создается прототип. Пластиковые элементы печатают на 3D-принтере, детали из металла конструктор и технолог обрабатывают на оборудовании.
Перед внедрением новой детали в производство ей устраивают испытания. На фото: проверка на прочность спинки кресла. Установка давит на спинку тысячи раз с заданным усилием, проверяя, выдержит ли она несколько лет использования
Когда разработка новой модели закончена и она готова к производству, начинается следующий цикл испытаний. Специально для этого готовится опытная партия из ограниченного количества изделий. Например, 10 кресел. И каждое из этой партии проверяется в лаборатории.
Даже после того как модель запустили в массовое производство, отдел контроля качества выборочно проверяет кресла из некоторых партий. Перед сдачей готовой продукции на склад проводят контрольную сборку одного-двух кресел, проверяют комплектность и внимательно изучают на предмет изъянов производства.
Какие бывают кресла
«Бюрократ» производит кресла пяти категорий: операторские, для руководителей, игровые, для посетителей, детские, а с недавних пор еще и кухонные стулья.
Геймерское кресло Knight Outrider LTD, модель для руководителя T-9928 Walnut Black, операторское CH-695N
Геймерские, или игровые кресла — модели с высокой спинкой, поддержкой для спины и плеч и различными регулировкам. Предназначены для долгих сражений в видеоиграх. Но для работы или учебы они тоже удобны. Это самый технологичный тип кресел: у них прочная конструкция, сложная форма спинки и множество подвижных деталей.
- Ограничение по весу:150 кг
- Тип механизма качания:с фиксацией в вертикальном положении
- Материал обивки:ткань
- Тип установки:на колесиках
- Регулировки:высоты, под вес, высоты подлокотников, поясничной области
- Конструкция:подлокотники, подголовник
Кресла для руководителей — дорогие массивные модели, обитые качественными материалами, подчеркивают статус владельца.
- Материал обивки:кожа
- Тип установки:на колесиках
- Конструкция:подлокотники
- Ограничение по весу:181 кг
- Регулировки:высоты, под вес
- Тип механизма качания:с фиксацией в нескольких положениях
Операторские — простые компактные офисные кресла с невысокой спинкой.
- Конструкция:подлокотники, эргономичная спинка (сетка
- Материал обивки:сетка/ткань
- Тип установки:на колесиках
- Регулировки:высоты
- Ограничение по весу:150 кг
Детское кресло CH-W204-F Bang, посетительское T-8010N Low-V и кухонный стул KF-6/LT-21
Детские кресла — модели с яркой обивкой, рассчитанные на детей.
- Тип установки:на колесиках
- Ограничение по весу:100 кг
- Регулировки:высоты, глубины сидения
- Материал обивки:ткань
Посетительские — относительно простые кресла на ножках или полозьях, могут быть с подлокотниками и без.
- Ограничение по весу:100
- Материал обивки:сетка
- Материал основания:металл
- Ширина сиденья:485
Кухонные стулья — модели на ножках, обычно без подлокотников, обитые, как правило, мягкой ворсистой тканью.
Всего в ассортименте фабрики более 500 модификаций кресел.
Что самое важное в конструкции кресла
На рисунке — основные составляющие кресла. Помимо них могут быть подушки для поддержки шеи и поясницы и дополнительные регулировки
Каркас. От него зависят и дизайн, и особенности посадки. Если каркас операторских кресел и моделей для руководителей чаще делают из металла, пластика и фанеры, то в геймерских он либо полностью металлический, либо металлический с резинотканевыми ремнями — и никакой фанеры.
Без металлического каркаса не получится сделать сложную форму спинки с развитой боковой поддержкой и прорезями.
В основе геймерского кресла Knight Titan металлический каркас с резинотканевыми ремнями
Крестовина — основа, обеспечивающая устойчивость и маневренность кресла. На геймерских моделях она чаще полностью металлическая пятилучевая или усиленная пластиковая из армированного стекловолокном полиамида. Конструкции с четырьмя лучами встречаются редко и только на офисных моделях. А на детских креслах иногда устанавливают крестовины с 6 колесами — для еще большей устойчивости.
Самыми крепкими считаются металлические крестовины, однако усиленные пластиковые не менее прочные. Около 70% геймерских кресел оснащаются пластиковыми крестовинами, как на фото
Детали. Всё самое интересное встречается в хороших игровых креслах. Например, регулируемая поддержка поясничной области и подушечка для шеи. 2D-, 3D- или 4D-подлокотники:
- 2D — это подлокотник с двумя регулировками: по высоте и вправо-влево,
- 3D — есть дополнительная регулировка по выносу, такой подлокотник можно сдвигать вперед или назад,
- 4D — двигаются вправо и влево, что позволяет уменьшить или увеличить расстояние между ними.
Механизмы-реклайнеры, которые позволяют менять угол спинки до 150 градусов, причем без риска, что кресло опрокинется.
Готовые к сборке спинки геймерских кресел Zombie 10
И чехлы из мебельных тканей и экокожи высокого качества, позволяющие сидеть на кресле часами.
Что общего у игровых и автокресел
Интересно, что форма геймерских кресел позаимствована из автоспорта. По сути, это гоночное сиденье, или «ковш». В нем используются боковая поддержка, чтобы удерживать пилота в повороте, и прорези в спинке для пятиточечных ремней безопасности. Правда, у гоночных кресел нет такого количества настроек. К примеру, нельзя отрегулировать поясничный подпор и подушечку для шеи по высоте. В этом плане геймерам повезло больше.
Автомобильные наработки помогают инженерам и при проектировании других элементов. Например, на фабрике нам показывали опытный образец с экспериментальной крестовиной, при разработке которой дизайнеры вдохновлялись колесными дисками автомобилей Mercedes-AMG.
Как делают кресла
Если заглянуть в грузовики, подъезжающие к фабрике, понять, что они привезли материалы для будущих кресел, сложно. В ворота фабрики заезжают фуры с металлическими трубами, листовым металлом, коробками с фурнитурой, материалом для литья пластмасс, тюками поролона, стопками фанеры и рулонами тканей.
Поступив на склад и пройдя контроль отдела качества, материалы разъезжаются по своим цехам для дальнейшего преобразования — в кронштейны, платформы, подлокотники, чехлы, спинки и сиденья кресел. На фабрике готовые полуфабрикаты кресел в виде сидений и спинок ласково называют «мягкости». Готовые «мягкости» поступают на линию комплектовки, где укладываются с остальными деталями в коробку.
Некоторые комплектующие, например газлифты, которые регулируют высоту кресла, приходят на фабрику готовыми. Их заказывают подрядчикам, но сами кресла «рождаются» в Чехове.
Из шестиметровых труб (на фото слева) получаются каркасы кресел (справа)
Вот какие этапы проходит кресло в процессе создания.
Этап 1. Металлопроизводство
Шестиметровые металлические трубы режут и гнут на станках, из них получаются основы каркасов игровых кресел. На соседней линии несколько прессов штампуют остальные металлические детали, которые потом подвергаются галковке — их крутят в барабане с древесной стружкой, что позволяет устранить неровности, заусенцы и окалины. Из готовых деталей и основы варят каркас, причем большую часть работ выполняют роботы.
Этап 2. Покрасочные камеры
Готовые металлические каркасы очищают от механического мусора, обезжиривают и отправляют на одну из двух линий автоматизированной покраски. В окрасочной камере с электростатическим полем на подвешенные на конвейере каркасы напыляют порошковую краску, после чего сушат и отправляют дальше на сборку.
Готовые детали закрепляют на подвесном конвейере, и они уезжают в покрасочную камеру
Этап 3. Швейный цех
«Мягкости», то есть сидушки и спинки, создаются в швейном цехе. Поролон привозят на фабрику уже нарезанным на заготовки, а обивку шьют на месте.
Ткани автоматически раскраивают на оборудовании Gerber — это огромный 18-метровый стол, действующий по программе. Заготовки нарезает комплекс Paragon, он быстро и точно выдает детали нужной формы. Как и на других предприятиях текстильной промышленности, обивку шьют вручную. Швеи работают на современных швейных машинах Durkopp Adler. Из-за слишком большого ассортимента кресел полностью автоматизировать процесс невозможно — в производстве более 500 модификаций офисных кресел и стульев.
Этап 4. Сборочный конвейер
Последний этап производства — обивочный цех, где собирают «мягкости», то есть сидушку и спинку. У операторских кресел процесс типовой: к фанерной основе приклеивают поролоновые детали в определенной последовательности. Набор склеенных деталей на фабрике называют «склейка». Далее их обивают тканью или экокожей.
Игровые кресла требуют более сложных операций: в зависимости от модели в специальные карманы чехла предварительно вставляют поролон и металлические спицы, а затем чехол натягивают, «сажая» все детали чехла на свои места.
Интересно, что молния на чехле вовсе не означает, что его можно снять. Точнее, снять получится, но надеть обратно в домашних условиях — уже вряд ли. Молния — технологическая: она нужна для сборки кресла на фабрике.
Еще один любопытный факт: при сборке кресел используется поролон разного цвета — так удобнее находить заготовки для разных моделей. Так что вполне возможно, что внутри брутального геймерского кресла обнаружится розовая сидушка.
Цвет не влияет на характеристики поролона, но помогает легче находить уже готовые «мягкости» на складе
Завершающая стадия сборки — комплектовочная линия. Здесь готовые детали аккуратно упаковывают в чехлы и складывают в коробку. В магазины офисные и геймерские кресла приходят разобранными с подробной инструкцией по сборке с картинками.
Склад: кресла до потолка
реГотовые к отправке заказчику коробки с креслами попадают на склад готовой продукции. Сам склад — это уходящие на метры вверх ячейки с сотнями коробок.
На некоторых из них размещены необычные логотипы. Например, незадолго до нашего визита фабрика отгрузила большую партию кресел для сети компьютерных клубов с их логотипом на подголовнике. Для таких спецсерий технолог отдела НИОКР разрабатывает дизайн индивидуальных вышивок и внедряет их в производство.
Что нас особенно впечатлило
- Геймерские кресла не просто так напоминают автомобильные — некоторые принципы действительно заимствованы из автоиндустрии.
- При разработке каждое кресло и каждую деталь отдельно тщательно продумывают и тестируют в лаборатории.
- Чехлы с кресел можно снимать не всегда, даже если они на молнии.