Что нужно знать при выборе детского автокресла

Возить в автомобиле ребенка можно только в специальном кресле, причем с самого рождения, начиная с первой поездки из роддома домой. Но тут возникает много вопросов: до какого возраста? какие бывают кресла? как выбрать? Рассказываем.

Зачем вообще ребенку отдельное кресло?

Вовсе не для того, чтобы водителя не оштрафовали. Не только авария, но даже резкое торможение может стать причиной травмы для неокрепших мышц и костей ребенка. Стандартный ремень безопасности рассчитан на взрослого человека и для перевозки детей не годится: трехточечный ремень удерживает взрослого за самые прочные и устойчивые к перегрузкам части тела: бедра, плечи и грудную клетку. Если пристегнуть им ребенка, лямки ремня будут проходит​​ь в других местах. Например, верхняя диагональная — по шее, а нижняя поясная — по животу или груди. Это небезопасно: при аварии или торможении ребенок поднырнет под нижнюю лямку, а верхняя сработает как удавка.

Детское кресло, оно же ДДУ (детское удерживающее устройство), как раз решает эту проблему. У кресел для детей есть ремни, безопасно фиксирующие малышей и дошкольников. Для детей постарше используют штатные ремни, но их пропускают через направляющие детского кресла.

В кресле Britax Roemer Evolva 123 (слева) ребенок фиксируется собственными ремнями безопасности, в кресле Britax Roemer Kidfix SL — штатными (фото 1 и фото 2)

Действующая редакция ПДД обязывает перевозить в креслах только детей до 7 лет. Остальных допускается возить с использованием специального удерживающего устройства — бустера.

На самом деле бустеры рекомендуют для детей ростом 130 см и выше, а ребенок к 7 годам может быть и меньшего роста. Еще многие водители понимают под удерживающими устройствами разного рода адаптеры штатных ремней, но о них мы поговорим дальше. Сразу спойлер: они опасны!

Как правильно подобрать кресло

Выбор зависит от возраста и веса ребенка, причем лучше ориентироваться не на рост, а на вес, так как дети растут по-разному. Кресла рассчитаны на детей от рождения до 12 лет (или 36 кг) и делятся на пять групп: 0, 0+, 1, 2 и 3.

Группа 0 — это люльки для малышей весом до 10 кг. Нужны с момента рождения и примерно до года. «Нулевки» не пользуются особой популярностью и большого распространения не получили.

Группа 0+ — более универсальный формат, подходит малышам от рождения и до веса в 13 кг, примерно до полутора лет. Как правило, эта люлька служит и переноской, и автокреслом. Ее можно устанавливать как лицом, так и спиной вперед. Второй вариант предпочтительнее — так с еще слабенького шейного отдела малыша снимаются нагрузки при торможениях. Если поставить лицом вперед, то резкие движения головы ребенка могут стать причиной травмы.

К группе 0+ относится, например, люлька Nuna Arra.

Люлька Nuna Arra рассчитана на малышей весом до 13 кг (фото)

Кресла-люльки могут иметь шасси, которое превращает их в коляску. Это удобно, так как после прогулки можно погрузить люльку в авто, не разбудив ребенка, а в багажнике шасси занимает меньше места, чем полноценная коляска.

Некоторые производители предлагают комплекты, позволяющие превратить люльку в коляску, а по мере роста ребенка заменить люльку детским креслом (фото с сайта romer-russia.ru). Britax Romer Коляска 4-в-1 Smile III

Группа 1 — рассчитана на детей от 1 года до 4 лет весом 9–18 кг. Это уже классическое кресло, которое устанавливают по ходу движения автомобиля, лицом вперед. Ребенок пристегивается 3- или 5-точечными ремнями, есть мягкие подушечки для боковой защиты головы.

Кресло Inglesina Newton для детей от 9 до 36 кг — 1/2/3 группа (фото)

Группа 2 — по конструкции схожи с креслами группы 1, но рассчитаны на более крупных детей 3–7 лет весом 15–25 кг. Используются с собственными или штатными ремнями безопасности, для них есть специальные крепления.

Группа 3 — предназначена для школьников от 5 до 12 лет весом до 36 кг. Такие кресла бывают разборными, они позволяют использовать только подушку-подкладку, то есть бустер. Ребенка удерживает автомобильный ремень безопасности, а задача кресла в этом случае — обеспечить правильное положение ремня. Такое, чтобы при аварии или резком торможении ребенок не поднырнул под ремень.

Бустеры наподобие Siger Fix рассчитаны на детей тяжелее 22 кг (фото). Автокресло детское Siger Fix

Покупать новое кресло по мере взросления ребенка дорого, поэтому придумали универсальные модели, подходящие для двух или даже трех групп. Но в погоне за универсальностью производителям приходится идти на компромиссы. К примеру, в креслах 1, 2 и 3 групп — делать большие диапазоны регулировок. Всё это не лучшим образом сказывается на безопасности, да и по эргономике неидеально. Одно и то же кресло не может подходить для годовалого малыша и ребенка 10 лет.

Но вот объединение соседних групп возможно: кресло, рассчитанное на детей от года до 7 лет, имеет право быть.

Типы крепления: какими бывают

Чтобы обеспечить защиту ребенка в случае аварии, кресло надо правильно зафиксировать на сиденье. Раньше кресла крепили только штатными ремнями безопасности, и более половины водителей делали это неправильно. Из-за этого в ДТП кресла не обеспечивали той защиты, которую должны были.

Чтобы упростить установку кресла и снизить число ошибок при креплении, Международный институт ISO в 1990 году представил систему Isofix. Это специальные жесткие кронштейны с защелками в самом автомобиле и ответные части в креслах. Для установки кресла с системой Isofix нужно просто защелкнуть два замка в креплении. Кресло жестко крепится к автомобилю, что исключает ненужные перемещения.

Дополнительная фиксация кресла с помощью опорной ноги (фото). Автокресло детское Cybex Base

При перевозке детей весом 15–36 кг (2-я и 3-я группы) параллельно с Isofix надо использовать дополнительную фиксацию. Это может быть штатный ремень безопасности, так называемая опорная нога и якорный ремень Top Tether. Например, у кресла Britax Roemer Dualfix 2 R есть опорная нога, которая упирается в пол перед креслом, обеспечивая третью точку опоры. А кресло Chicco Seat up оснащено дополнительным ремнем Top Tether, который заводится за спинку сиденья и удерживает верхнюю часть кресла. Эти исключает ситуацию, когда детское кресло при аварии опрокидывается или смещается.

Якорный ремень кресла Chicco Seat up (фото)

Тип удержания ребенка: ремни или столик

Ремень безопасности детского кресла бывает трех- или пятиточечным. Чем больше точек — тем лучше: давление распределяется равномернее, и шансы получить повреждения при аварии или резком торможении ниже. Защелки качественных автокресел сделаны таким образом, чтобы малыш не смог расстегнуть их самостоятельно.

Трехточечный ремень безопасности кресла Recaro Kio Prime Pale Rose (фото)

Альтернативное решение — так называемый столик безопасности. Жесткая конструкция, покрытая мягким материалом. Площадь соприкосновения с телом у такого столика в несколько раз больше, чем у ремня. При аварии или резком торможении ребенок упирается в него грудью. Что хорошо — при езде столик не сдавливает тело ребенка так, как ремни. Но с точки зрения безопасности ремни предпочтительнее — они допускают меньшую амплитуду движения.

Автокресло со столиком безопасности Cybex обеспечивает дополнительную фиксацию ребенка (фото с сайта cybex-russia.ru)

Дополнительная защита, аксессуары и прочие секреты

В современных детских креслах предусмотрена защита головы — плотный подголовник, который прикрывает ее с боков. Да, детям не нравится ограниченный обзор, но безопасность важнее. Если у кресла есть регулировка подголовника и других частей, не забывайте подгонять сиденье под комплекцию ребенка, иначе ему будет неудобно.

Развитая защита головы на примере кресла Ducle Xena (фото)

Если устанавливаете детское кресло на переднее сиденье, важно отключить пассажирскую подушку безопасности. Причем не важно, как вы его разместите — против или по ходу движения.

Из аксессуаров стоит обратить внимание на накидки. На спинку переднего кресла — чтобы малыш не пачкал его ногами. На заднее сиденье — для защиты обивки от грязи и истирания. На само детское кресло — для лучшей гигиены и вентиляции. Отделка автокресла всегда делается легкосъемной, чтобы стирать по мере загрязнения.

Перед покупкой изучите результаты независимых краш-тестов детских кресел. Масштабные испытания проводит, например, немецкий автоклуб ADAC.

Что еще проверить?

Обязательно — сертификацию. В продаже встречается немало моделей неизвестных производителей, безопасность которых никак не подтверждена. Чтобы получить сертификат, модель кресла проходит множество тестов, в том числе и краш-тесты, когда аварии имитируют с использованием манекенов.

У качественного кресла должен быть оранжевый ярлычок с указанием стандарта безопасности, которому оно соответствует. Самый современный (и строгий) — это ECE 129 i-Size. Но кресла, соответствующие более старому стандарту ЕСЕ R44/04, тоже подойдут.

Новый ECE 129 i-Size отличается от ЕСЕ R44/04 тем, что, например, предусматривает испытания в виде боковых ударов, и у кресла обязательно должно быть крепление Isofix. Кресла нового стандарта для детей до 15 месяцев рассчитаны на установку против хода движения — краш-тесты показали, что так безопаснее. Старый стандарт предусматривал перевозку в таком положении только детей до 9 месяцев.

Если вам предлагают бумажный сертификат, а ярлычка на кресле нет, от покупки лучше отказаться.

Можно ли обойтись без кресла?

На самом деле — нет. Конечно, покупать кресла по мере взросления ребенка накладно. Но экономия на безопасности — плохая идея, а экономия на безопасности детей — губительная. Чтобы травмировать ребенка, необязательно попадать в аварию, младенец может пострадать даже при экстренном торможении.

Чаще для экономии используют два варианта, и вот чем они плохи:

  1. Подушка вместо бустера. Зачем покупать бустер, если ребенок отлично устроится и на подушке? У бустера два важных свойства: он сформирован так, чтобы ребенок сидел правильно при движении, и адаптирует штатный ремень безопасности под особенности детского тела. Подушка же проминается, ребенок может съехать с нее, а при аварии ремень безопасности не сможет его удержать.
  2. Адаптер ремня. Небольшой «треугольник» из синтетических тканей, который надевается на обе лямки ремня (диагональную и горизонтальную), корректирует их положение и якобы заменяет кресло. В действительности пользы от него никакой — разве что диагональный ремень не давит ребенку на шею. С точки зрения безопасности такой адаптер не просто бесполезен, но и вреден: провисающий ремень еще хуже фиксирует тело маленького пассажира.

Запомнить

  • Детское автокресло — не стульчик для удобства, а элемент безопасности.
  • Ориентироваться при подборе кресла надо на вес и рост ребенка. Возраст в этом случае вторичный параметр, так как дети растут и развиваются по-разному.
  • Детское кресло обязательно должно пройти испытания, у него должен быть соответствующий ярлык.
  • Обязательно уделите внимание правильной установке и регулировке кресла. Неправильно закрепленное автокресло не защитит малыша при аварии.
  • Использовать вместо кресла подушки или адаптер ремня опасно.